Электронное правительство. Опыт Великобритании

В феврале 2017 года Британская правительственная цифровая служба (Government Digital Service) опубликовала национальную Стратегию цифровых преобразований. В ее рамках планируется обновление устаревших IТ-систем для более эффективного использования данных и создания единых платформ для интерактивных госуслуг. Стратегия будет способствовать развитию услуг, оказываемых государственными органами. К примеру, планируется улучшить взаимодействие органов соцобеспечения с налоговой системой и отдельное внимание уделить усилению кибербезопасности существующих систем. Великобритания – одна из ведущих стран по внедрению электронных государственных услуг. Своим мнением об особенностях британского электронного правительства с ICTNEWS поделились эксперты Государственной службы цифрового развития Великобритании (Government Digital Service, GDS) Дэниел Лоу и Алекс Торенс.

– Что пред­ставляет собой электронное прави­тельство в Велико­британии?

– Своеобразная революция элек­тронного прави­тельства в Велико­британии началась в 2010 году. Отличительной чертой оказываемых им услуг считается их полная ориентированность на потребности граждан Великобритании. При проектировании наших государствен­ных услуг мы используем инновационную методологию Agile (проворный, быстрый, гибкий), а также стремимся к обеспечению прозрачности, что полностью соответству­ет требованиям граждан.

– Какие плюсы при внедрении э-правительства вы можете обозначить в первую очередь?

– Известно, что электронные государ­ственные услуги создаются путем оциф­ровки действующих государственных услуг. Если они будут разработаны по принципу «по умолчанию», это поз- волит обеспечить прозрачность всего правительства и, что также немаловажно, правительство сможет сэкономить мил­лиарды фунтов стерлингов. Кроме того, посредством электронного правительства достигается более высокий уровень удов­летворенности физических и юридических лиц, пользующихся электронными госу­дарственными услугами, использование которых позволяет населению и бизнесу принимать более активное участие и быть вовлеченными в процесс принятия реше­ний государственного уровня.

– Какие потенциальные сложности могут при этом присутствовать?

– Если говорить о сложностях и «под­водных камнях», встречающихся при внедрении электронного правительства, то в первую очередь необходимо отметить кардинальное изменение мышления на­селения.

Своеобразная культурная революция должна помочь лучше понять то, что долж­но представлять собой правительство и чем оно должно заниматься. При удачном введении подобных изменений с сопут­ствующим иммаксимальным количеством оцифрованных видов государственных услуг станет реальным достижение того, что правительство начнет заботиться об истинных потребностях граждан, пользую­щихся электронными услугами.

Говоря конкретнее о том, что мы под­разумеваем под потребностями пользова­телей, можно привести в пример процесс получения гражданского паспорта.

Процедура подачи заявки на его получе­ние считается государственной услугой, а истинной потребностью человека, пользующегося ею, не всегда является сам факт получения паспорта и уж тем более не заполнение каких-то бланков и форм при подаче заявки. Возможно, он всего лишь хочет поехать за рубеж – вот она, истинная потребность, поэтому при про­ектировании государственных услуг мы должны исходить именно из реальных интересов населения.

– Расскажите о принципах британского э-правительства…

– У нас при проектировании электрон­ных государственных услуг используется, как мы их называем, 10 основных принци­пов проектировки. Но их придерживаются не только разработчики услуг, им следует вся команда, которая занимается транс­формацией или созданием новых государ­ственных услуг. В частности, они примени­мы к руководителю команды, менеджеру, а также специалистам по проведению ис­следований потребностей пользователей.

  1. Нужды прежде всего – это не потребности правительства, а то, чего хотят пользователи его сервисов.
  2. Нужно делать меньше – создавать продукты и услуги могут сторонние разработчики, которые могут решать проблемы людей — без лишних усилий со стороны создателей «материнского» проекта. Это позволяет экономить ресурсы и направлять их на те участки, которые действительно могут быть значительно улучшены.
  3. Дизайн должен строиться на данных – система должна подстраиваться под поведение людей и соответствовать ему, а не заставлять пользователей прогибаться под себя и менять привычки.
  4. Упростить что-то очень сложно – разработчики должны всеми силами стремиться упростить использование своих продуктов — это проявление ответственности и уважения к пользователям, которые иногда просто вынуждены работать с сервисом или программой из-за отсутствия альтернатив.
  5. Движение шаг за шагом – наилучшим способом построения эффективных сервисов является их пошаговое улучшение.
  6. Дизайн должен быть доступным – продукт должен создаваться таким, чтобы им могло пользоваться как можно больше людей, даже если ради этого придется пожертвовать элегантностью и красотой.
  7. Понимание контекста очень важно – создать продукты или услуги, которые действительно решают проблемы целевой аудитории, можно только в том случае, если разработчики имеют четкое понимание этой аудитории и возможного контекста использования продуктов.
  8. Цифровые сервисы, а не сайты – дизайн не начинается и не заканчивается на сайте.
  9. Последовательность, а не однообразие– везде, где только возможно, стоит использовать один и тот же язык и приемы дизайна, поскольку это помогает людям быстрее освоить разные элементы системы.
  10. Открытость делает мир лучше – крайне важно общаться с коллегами, пользователями и кон­курентами.
– Что вы можете сказать о системе безопасности э-правительства?

– В прошлом году наша страна приняла специальную стратегию по обеспечению кибербезопасности не только электронного правительства, но и всей страны в целом. Эта стратегия подразуме­вает, что правительство будет инвестиро­вать 1 млрд 900 млн фунтов стерлингов на повышение кибербезопасности и оборон­ного потенциала страны именно в борьбе с киберугрозами. Согласно стратегии, будет создан целый национальный центр со специализированной технологией. Но в целом принятая стратегия подразумевает повышение потенциала всего населения Великобритании в борьбе с киберугроза­ми.

– Какие сложности могут возникнуть при обеспечении безопасности электрон­ных государственных услуг?

Киберпреступность – неза­конные действия, которые осуществляются людьми, использующими информаци­онные технологии для пре­ступных целей.

– Главное – это противостояние кибер-преступлениям, которые подразделяются на несколько видов. В первую очередь преступления в сети совершают обычные кибермошенники, то есть это мошенники, которым помогают какие-то программисты и специалисты сферы IT. Но существуют и более серьезные киберугрозы, суть которых заключается в разработке спе­циального вируса, с помощью которого можно похищать финансовые данные или разрушать различные электронные инфра­структуры. Кроме того, мы также стремим­ся повысить наш потенциал в борьбе с кибератаками государственного масштаба. Есть страны, финансирующие кибер-атаки, мы же боремся с этим. Также у нас ведется борьба с международными террористиче­скими кибератаками и с так называемыми «хактивистами» (хакеры-активисты). Существует еще одна катего­рия преступлений, которая совершается детьми с использованием небольших при­ложений, разработанных злоумышленни­ками. Ребята, зачастую сами не подозревая того, пользуются специальными скриптами или приложениями, которые приводят к определенному правонарушению.

– Применяются ли для обеспечения без­опасной идентификации гражданина при использовании электронного правитель­ства какие-то системы?

– Наш главный принцип при оказа­нии услуг – требование минимального количества личных данных. Конечно, мы вынуждены запрашивать некоторую обязательную информацию для оказания услуг, но по возможности стараемся свести все к минимуму. А что касается конкретных средств или инструментов безопасности, то я не могу рассказать много интересного об этом, так как сам не являюсь специали­стом в данной области. Однако могу заве­рить, что все наши приложения безопасны относительно защиты данных.

– Расскажите о мерах безопасности от несанкционированного доступа. Какая методология используется для защиты данных?

– Наша методология Agile позволяет свести к минимуму какие-либо дефекты или недостатки системы, в том числе и в плане безопасности. Agile – система, где вы по небольшим частям вводите опреде­ленные функции для той или иной услуги, имея возможность исправлять ошибки уже по ходу внедрения этих функций. Таким образом, к моменту перехода услуги в режим live у нее практически не остается каких-либо недостатков.