Место встречи – CIO CLUB

IT в Узбекистане – пока что небольшая отрасль, и создание клуба IT-специалистов дает  возможность наладить коммуникационные связи, которые позволят решить ряд проблем и определить направления дальнейшего развития сферы. Именно с э той целью по инициативе ICTNEWS был организован CIO CLUB. Он стал платформой для людей, обладающих опытом и полномочиями, чтобы изменить сложившуюся на сегодняшний день ситуацию. Главные задачи клуба – повышение эффективности использования информационных технологий, поддержка и развитие профессионального сообщества.

Но прежде, чем перейдем к основным вопросам, поднимавшимся на первом IT-собрании CIO CLUB, небольшой экскурс: что такое CIO? Само понятие Chief Information Officer (главный управляющий по информации) стало применяться в мировой практике с 80-х годов прошлого века. Общемировая тенденция привела к тому, что наличие IT стало жизненно необходимо практически в любой компании. И речь идет не только о тех организациях, которые без IT просто не могут существовать, например, Amazon, Ebay, но и о других отраслях. Кто же может быть CIO, чем он отличается от обычного IT-специалиста? Этот вопрос стоял первым на повестке недавнего собрания, состоявшегося в Ташкентском Университете Инха.

Своим мнением по этому поводу поделился Шухрат Саттаров, главный редактор ICTNEWS:

– Не секрет, что IT-подразделению часто отводилась вспомогательная роль, и по своей сути IT-директор оставался «программером», системщиком, но не руководителем, который принимает самое непосредственное участие в построении стратегии развития организации. Современные тенденции меняют ситуацию, и, IT-руководитель стал одним из важнейших управленческих звеньев практически любой компании.

В то же время IT-руководителю нужно понимать: каким бы мощным специалистом он ни был, без банального донесения до всего персонала стратегии развития IT сделать ничего невозможно.

Важно отметить, что для создания успешного проекта необходимо правильно подобрать инструменты.

О том, как эволюционировали IT для бизнеса и что стоит применять, рассказал в своем докладе Азиз Рахимов, телеком-консультант:

– Раньше IT в бизнесе выполняли в основном функцию учета, например, считали зарплату. Но влияния на «живой бизнес» IT тогда почти не оказывали. С появлением персональных компьютеров в учреждениях начался бум in-house разработок. Каждое предприятие считало своим долгом «написать» свою бухгалтерию, контроль исполнительской дисциплины и так далее. И в основном это были приложения для работы с документами. Позже, с появлением локальных сетей, возникли более крупные разработки, а с вычислительной техникой начали работать не только программисты, но и сотрудники, обслуживающие клиентов. Стали появляться  отечественные разработки для бухгалтерии, которые внедрялись сразу на нескольких предприятиях. Сегодня предприниматели все чаще выходят в интернет, ведь информационные технологии стали ядром бизнеса.

Изменение бизнеса невозможно без трансформации IT-системы. И ее остановка сейчас в большинстве случаев означает простой работы предприятия. Здесь уже появляется понятие Business Critical System, Mission critical system.

Business Сritical Systems – системы, критические для управления, с режимом работы 24х7х365. Выход из строя этих систем влечет за собой значительные бизнес-потери для органов государственной власти

30 – 40% клиентов общаются к бизнесу через mobile, они хотят воспользоваться услугой здесь и сейчас. Это повышает требования к IT-структурам. Какие проблемы и вызовы возникают у IT? В эксплуатации это требования надежности. Возникают вопросы бэкапа и резервирования. Но основной вызов – Time to market. На сегодняшний день для IT это самая большая ценность: чем динамичнее ваш бизнес, тем важнее этот показатель. Чем он меньше, тем лучше работает IT. Однако тут возникает вторая проблема – in-house-продукты перестают справляться с изменениями. Да, они удобнее и точнее адаптированы, но когда возникает необходимость их изменения, оказывается, что такой продукт нужно будет переписывать почти полностью.

Mission Critical Systems – системы непрерывного действия, системы с непрерывным доступом к данным, системы для решения критически важных, ответственных задач. Сбой в таких системах выводит из строя или парализует работу всего комплекса или установки либо оказывает существенное влияние на функционирование компании.

Но вне зависимости от того, какой инструмент вы выберете для своего предприятия, нужно помнить, что любое IT-решение стоит денег. Поэтому возникает еще один вопрос, интересующий IT-руководителей, как рассчитать бюджет для IT-составляющей любой организации, чтобы получить максимальную выгоду для своего дела? Полезным опытом поделился участник панельной дискуссии CIO CLUB Евгений Когай (CIO Билайн):

– Сначала у нас составляется бизнес-план на пять лет, на основе которого разрабатывается детальный план с цифрами и расчетами на год вперед. И с учетом долгосрочной перспективы на пять лет формируется стратегия IT, а на ее основании формируется бюджет. При этом желательно, чтобы IT-сфера была не центром затрат, а
наоборот, позволяла по  максимуму оптимизировать их. Очень важно иметь в команде людей, способных предлагать решения, которые сегодня никто не использует. Если говорить о бюджете детально, в начале года на любом рынке может быть одна ситуация, а за месяц все может поменяться. Естественно, в этом случае корректируется и стратегия, и бюджет. Бизнес-план нужен для того, чтобы у нас были ориентиры, поскольку каждое решение внедряется не один месяц. У нас постоянно проводится мониторинг и выводится оценка прогнозов в конце года. И если мы видим, что рынок меняется и нужно корректировать стратегию, то корректируется и бюджет.

Первая встреча CIO CLUB была насыщенной и интересной, участники собрания активно обсуждали актуальные вопросы, предлагали действенные решения. Следует отметить, что это не было разовым мероприятием, подобные обсуждения планируется проводить регулярно, а специалисты IT-сферы всегда готовы к открытому диалогу.