ИКТ и туризм в Хиве

79

Туризм – как международный, так и внутренний – сегодня это сфера растуще­го применения информационных технологий. Нынешние туристы уже нe мoгут прeдcтaвить сeбe oтдыx без сoврeмeнныx тexнoлoгий. Творческая группа ICTNEWS побывала в Хиве и составила перечень основных изменений и нововведений, кото­рые планируется реализовать в этом городе.

О том, как пользоваться приложением «Хива Аудио Гид» и как получать информа­цию с помощью QR-кода, корреспонденту ICTNEWS рассказал начальник отдела мар­кетинга музея-заповедника «Ичан-кала» города Хивы Максудбек Абдурасулов:

«Ровно год назад, в марте 2017 года, в Play Market появилось приложение «Хива Аудио Гид». Уникальность приложения состоит в том, что оно имеет связь с GPS. Вследствие этого программа сама опре­деляет ваше местонахождение и начинает информировать о ближайшем историче­ском объекте. Как только вы направитесь к следующему объекту, программа авто­матически переключится на новый объект. У приложения кроме аудиоинформации есть еще и фототекстовые материалы. «Хива Аудио Гид» не требует подключения к интернету, оно может показывать музеи вокруг вас с помощью геолокации и обе­спечивает профессионально записанный звук при описании объектов. На сегод­няшний день приложение сопровождает туриста только до объекта. Вторым этапом развития «Хива Аудио Гид» будет являть­ся установка QR-кодов внутри музеев около самых интересных экспонатов. Так, отсканировав данный код посредством смартфона или планшета, туристы смогут получить подробную информацию о предмете искусства.

В туристический сезон в наш музей-за­поведник «Ичан-Кала» приезжают от 600 до 1500 туристов. Это определенно затрудняет работу кассиров, а из посетите­лей выстраивается огромная очередь. По­этому для удобства наших и иностранных туристов разрабатывается специальная система электронных билетов. Приобрести электронный билет турист сможет заранее в любой точке мира. Ему предоставят QR-код, и он сможет распечатать его на своем принтере. По приезде в Хиву турист просто сканирует QR-код, воспользовавшись специальным аппаратом, размещенным рядом с кассой».

Тревожная кнопка позволит определять локацию туриста для принятия соответству­ющих действий. А в мобильном приложе­нии Uzbekistan Pass можно найти карту с ближайшей клиникой, где можно получить бесплатную медицинскую помощь.

МНЕНИЕ ТУРОПЕРАТОРА:

Чего, на ваш взгляд, не хватает на сайтах ту­ристических компаний?

– Нет достаточного количества живой, по­стоянно обновляемой информации об истории, культуре, жизни великих людей, этнографии Узбекистана. Уверен, для того чтобы потенциальный гость, посетивший сайты туристических компаний, принял решение и захотел посетить нашу страну, недостаточно только рекламировать и обновлять туры на сайтах.

По результатам опроса туристов, прибывших в Хиву, выяснилось, что многие пользуются сайтом www.visitkhorezm.uz и считают, что это очень полезный мобиль­ный путеводитель, наполненный актуаль­ной информацией для знакомства с краем «Тысячи крепостей».

Проанализировав сайты объектов туристского сервиса Узбекистана, кото­рые размещены сегодня в сети интернет, можно сделать вывод, что на всех сайтах туроператоры стараются использовать новые технологические решения. Бла­годаря этому взаимоотношения с пар­тнерами и потребителями переходят на новый, более качественный уровень. Это связано с тем, что клиенты в сфере туризма сегодня – это люди с ограни­ченным временем, которые предпочтут ту туристическую фирму, у которой на сайте можно получить как можно больше полезной информации за максимально короткий срок.

В Узбекистане создана концепция обеспечения безопасного туризма в Бухаре, Самарканде, Хиве и Шахрисабзе. В рамках ее реализации в управлениях внутренних дел начали функционировать ситуационные центры.

Мы побеседовали с заместителем начальника Управления безопасного ту­ризма УВД Хорезмской области Анваром Нурметовым.

Расскажите, на что направлена деятельность управления?

– В первую очередь на обеспечение скоординированной охраны обществен­ного порядка и безопасности туризма, а также информирование туристов о потенциальных угрозах в режиме ре­ального времени, содействие и защиту их прав и законных интересов. В целях обеспечения безопасного туризма в городе Хиве туристическая зона «Ичан Кала» оборудована средствами видеона­блюдения, а также пунктом управления, в котором осуществляют свою деятель­ность сотрудники отдела по обеспечению безопасного туризма. Средства видеона­блюдения обеспечивают сбор, хранение и вывод информации на мониторы для обеспечения постоянного видеомонито­ринга и контроля над территорией «Ичан кала».

Где хранятся видеоизображения, полученные с видеокамер?

– Вся информация хранится на серве­ре хранения. Запись видеоизображения производится на жесткие диски сервера хранения данных. Запись и трансляция видео производятся в круглосуточном режиме. Пункт управления обеспечивает оперативный контроль за правопорядком в туристической зоне «Ичан Кала».

Что является основной целью данно­го пункта?

– Пункт обеспечивает визуальный мо­ниторинг и контроль над местами скопле­ния людей за счет оборудования систем видеонаблюдения.

Какими еще средствами пользуются сотрудники отдела?

– Наши сотрудники оснащены сред­ствами радиосвязи и персональными планшетными компьютерами, позволяю­щими использовать программное обеспе­чение «Электронный переводчик» и базы данных электронных информационных систем. «Электронный переводчик» помо­гает сотрудникам отдела, не владеющим английским языком, при обращении к ним иностранных граждан.

Какие внедрения планируется осуще­ствить в ближайшее время?

– На туристических объектах для реги­страции задымленности будут установле­ны видеотепловизоры, помимо этого также планируется установка кнопок тревожной связи на улицах и туристических объектах города.

Интерактивный туристический сервис для туристов Uzbekistan Pass объединит в себе услуги по бронированию отелей, покупке билетов, аренде транспорта, про­грамме скидок и тревожную кнопку. При этом гида можно будет выбрать, основы­ваясь на рейтингах, также составляемых в приложении. Одна оценка по рейтингу будет даваться Ассоциацией гидов, а дру­гая – туристами, которые смогут оставлять свои отзывы. Этот проект доступен не только для иностранных туристов, но и для местных путешественников. Важно отметить, что система будет работать и в офлайн-режиме. На сегодняшний день приложение пока запущено в тестовом режиме.

Резюмируя вышесказанное, замечу, что на сегодняшний день сделано уже немало. Благодаря активному внедрению нового программного обеспечения в сфере туриз­ма удалось видоизменить и автоматизиро­вать многие технологические процессы.

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ: