Фриланс: мы выбираем, нас выбирают…

38

Поводом для появления этого материала послужил разговор двух женщин, ехавших со мной. Мои попутчицы бурно обсуждали плюсы и минусы фриланса. Одна говорила, что такой вид деятельности больших финансовых доходов не приносит, а другая уверяла в обратном.

Выйдя из автобуса и идя по дороге домой, я все думала: может, и мне стать фрилансером? А что? Не надо каждый день торчать в офисе с 09.00 до 18.00,
отчитываться перед коллегами о своем отсутствии на рабочем месте, докладывать начальству, что делаешь и где находишься в то время, когда ты обязана быть на работе согласно трудовому договору…

К сожалению, но факт, что многие мои знакомые, когда я их расcпрашивала о фрилансе: зачем и кто им занимается, где и как он возник, и почему многие люди,
проживающие в разных странах мира, предпочитают им заниматься, вразумительного ответа мне не дали. Посидев за компьютером, «шерстя» многочисленные сайты, нашла, что фриланс зародился в США в 1972 году. Его основателем можно считать Джека Ниллеса, ученого из Южно-калифорнийского университета.

В 1972 году Д. Ниллес внедряет новый способ в организацию труда. В качестве эксперимента он предложил некоторым рабочим выполнять свои трудовые обязанности на дому, а не в офисе, пользуясь коммуникационными услугами, которые в то время выполнял обычный телефон.

В начале его идея не была популярной среди работодателей, затем американские
власти посчитали такой метод перспективной схемой организации труда. Они решили, что он может не только разрешить проблему занятости населения удаленных регионов, но и существенно снизить остроту транспортного вопроса в мегаполисах.

Подъем фриланса на высшую ступень и его широкое применение началось в 80-е годы. В 1982 году состоялась первая общенациональная конференция, которую
провел Джил Гордон, бывший сотрудник кадрового управления корпорации «Джонсон энд Джонсон».

Вскоре работодатели выяснили, что не каждую деятельность, в частности это
касалось бирж, можно заменить удаленной работой. Хотя первые биржи фриланса не
выжили, но дали определенный толчок для развития фриланса, дошедшего до нашего
времени, с постоянными лавирующими изменениями на рынке труда и в системе
развития ИКТ. Таким образом, началось формирование разных сообществ, в которые входил круг специалистов, и они вполне могли трудиться и дома (при наличии
соответствующего оборудования и средств связи). Большая часть таких «дистанционных профессий» была связана с интернетом и компьютерными технологиями. Веб-дизайнеры, программисты, проектировщики, переводчики и журналисты все чаще выбирали фриланс.

По данным интернет-ресурсов, сейчас на Западе и в странах Европы фриланс почетно стоит в одном ряду с классическими рабочими отношениями, а сами фрилансеры становятся полноценными бизнесменами, являясь официальными экономическими единицами.

Что касается России, то интенсивность развития фриланса пришлась на 2008 год,
когда из-за очередного экономического кризиса начал снижаться уровень зарплат,
причем этот процесс затронул даже высокооплачиваемые и популярные профессии.
Аналогично западным компаниям 90-х годов российские предприниматели стали
искать способы сокращения расходов и пришли к выводу, что самым выгодным
способом станет именно снижение заработной платы и сокращение персонала. В
результате многие квалифицированные специалисты были вынуждены пробовать
себя в качестве удаленных работников. Наибольшим спросом на тот период пользовались экономисты, юристы и бухгалтеры, которые и заключили, что удаленное
сотрудничество – это оптимальный симбиоз расходов и необходимой работы.

Кризис прошел, но фриланс в России не потерял популярность. Наоборот, удаленная работа стала все больше притягивать специалистов из разных областей.
Кто-то находит в этой области подработку, а некоторые и вовсе решили сделать фриланс своим основным способом заработка.

К примеру, как в России, так и у нас, в Узбекистане, очень распространена работа рерайтера (переработка чужих текстов), развит и такой вид деятельности, как контент-менеджер (отвечает за стратегию наполнения сайта контентом), в печатных и электронных СМИ участвуют редакторы и корректоры (проверяют и удаляют погрешности в стилистике текстов, художественных, целевых сайтов и т. п.). Сегодня также популярны специалисты в области программирования и администрирования, дизайнеры, специалисты по продвижению сайтов (Seo-шники (линкбилдеры), оптимизаторы (юзабелисты), верстальщики (специалисты по привлечению посетителей на сайт с помощью различных видов рекламы (баннерной, контекстной, тизерной и т. п.), специалисты по продвижению в социальных сетях, крауд-маркетологи и веб-аналитики. Познания фрилансеров в этой области должны быть обширными и главное «с пылу с жару», ибо в продвижении все постоянно изменяется (поисковиками вводятся новые алгоритмы и фильтры).

В России, в частности, огромной популярностью пользуются манимейкеры (фрилансеры, которые ищут самостоятельные пути заработка). Как правило, они не объединяются, а работают в одиночку. Коучеры (тренеры) – разновидность фрилансеров, являющиеся специалистами (или считающие себя таковыми) в какой-либо области и предлагающие свои услуги по обучению. Чаще всего это проходит в
онлайн-формате (в виде вебинара, переписки или общения в чате) как индивидуально, так и в составе группы.

Однако, несмотря на популярность фриланса в Узбекистане, можно отметить,
что многие узбекские фрилансеры стараются работать за пределами республики.
Этому много причин, и в первую очередь – оплата труда. Второе – это отсутствие фрилансовой площадки, ну и третье – практическое отсутствие социальных привилегий, которые имеются у штатных сотрудников.

По словам узбекских фрилансеров, они вынуждены работать без выходного пособия, соцпакета и даже без заключения правовых документов, с помощью которых можно отстоять свои права в суде в случае нарушения трудового законодательства, которые прописаны в Трудовом кодексе Республики Узбекистан.

«Работодатели довольно часто предлагают фрилансерам сначала поучаствовать в трудовом процессе своей организации (высылая работу на заказ, что-то вроде
проверки его профессиональных качеств), а когда работа сделана, то «сливаются»,
говоря (в лучшем случае): «Вы нам не подходите», – рассказывают фрилансеры. – Также в практику вошли различные конкурсы, обещающие в случае победы трудоустройство и приличную заработную плату. Однако на деле получается,
что твою идею «заграбастали», а тебя – побоку. Это делается лишь с одной целью – бесплатно получить новые идеи для продвижения своей организации. В общем, это напоминание о том, что ухо нужно держать востро и стараться не попадаться на удочку любителей халявы, каковых на рынке IT предостаточно. Поэтому пока в Узбекистане фриланс как отдельный вид трудовой деятельности не войдет в нормативно-законодательную базу республики, участники этой структуры будут оставаться в тени или выезжать за пределы страны», – подчеркивают фрилансеры.

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ: