Интернет-аптека: от создания до продвижения

Согласно постановлению Президента Республики Узбекистан «О мерах по ускоренному развитию электронной коммерции» от 14.05.2018 г. №ПП-3724, с 1 июля 2018 года разрешена реализация безрецептурных лекарственных средств и изделий медицинского назначения (ЛС и ИМН) посредством электронной коммерции. При этом продажи будут осуществляться при условии соблюдения всех необходимых норм и требований по хранению и перевозке препаратов. Редакция ICTNEWS решила подробно остановиться на некоторых важных аспектах создания и функционирования интернет-аптек. 
ТЕНДЕР

Ни для кого не секрет, что прежде чем приступить к созданию проекта, для начала необходимо составить тендерный лист и провести встречи с руководителями ИТ-компаний. При выборе претендентов важно обратить внимание на несколько факторов:

  1. Продолжительность работы компании. Как правило, если ей уже более 10 лет, то она вызывает доверие и ее относят к разряду серьезных и хорошо себя зарекомендовавших.
  2. Отзывы от признанных специалистов. Хорошо, если они будут представлены на сайте разработчика – так можно удостовериться, что отзыв имеет публичный и официальный статус.
  3. Портфолио претендентов. В этом плане важно наличие у разработчика работ для крупных компаний. Серьезные организации, как правило, всегда обращаются только к добросовестным разработчикам.

Оптимальным считается вариант, когда в тендере могут принять участие от 3 до 5 компаний. Слишком много встреч – большая трата времени. Если поставлена цель сделать достойный проект, то лучше выбрать высококвалифицированных разработчиков с хорошей репутацией, и уже исходя из их коммерческого предложения прорабатывать вопросы срока выполнения работ, способа оплаты и самой цены.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ТЗ)

Как только определились с выбором разработчиков и оформили необходимые документы, в самом начале работы важно обсудить все условия и пожелания, которые должны присутствовать на страницах вашей интернет-аптеки. После этого следует приступать к созданию ТЗ с детальным описанием всех страниц сайта и их технических характеристик. Как правило, ТЗ прописывается под руководством менеджера проекта, который тесно контактирует с заказчиком, программистами и дизайнерами. Все основные нюансы можно обсуждать, создав документ в docs.google. Затем на любом удобном сервисе для управления проектами (Bitrix24, Jira, GanttPro, Slack, Trello и многие другие) выставляются сроки выполнения задач.

ДИЗАЙН И ФУНКЦИОНАЛ

После того, как обе стороны пришли к единому мнению, нужно незамедлительно приступать к разработке дизайна и структуры будущей онлайн-платформы по продаже ЛС и ИМН. Это очень важные вопросы, которые занимают много времени. Дизайн должен быть запоминающимся, спокойным, не слишком ярким и раздражающим и соответствовать основным цветам, прописанным в брендбуке компании. Структуру сайта необходимо максимально упростить, чтобы каждый пользователь мог спокойно разобраться в ней.

Помимо анатомо-терапевтическо-химической классификации (АТХ-классификация) лекарств на сайт можно также внедрить и международную классификацию болезней (МКБ). Это даст возможность пользователю во время открытия конкретной страницы ознакомиться не только с инструкциями, но и узнать, при каких болезнях можно применять то или иное ЛС.

1С-БИТРИКС И СИСТЕМА 1С: ERP

Важно отметить, что вся структура интернет-аптеки должна строиться на базе 1С-Битрикс, как надежной системы управления контентом сайта, которая поможет благополучно интегрировать сайт с 1С для своевременного автоматизированного обновления необходимых данных. Универсальным решением для эффективного развития бизнеса может стать продукт «1С-Битрикс: управление сайтом – бизнес», который предоставляет широкие возможности для развития электронной торговли и организации совместной работы. Однако, как показывает практика, в процессе внедрения системы, как правило, в модулях могут возникать баги. В последнее время появилась такая тенденция, что интернет-аптеку лучше запускать на базе ERP-системы. Согласно официальной статистике, данная система позволит построить бизнес в интернете наиболее оптимально и без перегрузки системы. Сегодня многие компании по мере роста своего бизнеса приходят к тому, что им необходимо устанавливать именно ERP-систему, так как она позволяет хранить и обрабатывать большое количество данных с минимальным уровнем риска. Каждый модуль ERP-системы работает автономно и не зависит от других. Модуль может вообще не использоваться, но при этом другие модули будут продолжать работать. Примечательно, что для подключения или отключения любого модуля не требуется изменять программный код ядра. ЕRP-система хороша тем, что в ней реализовано практически все, что нужно для автоматизации бизнеса.

МОНЕТИЗАЦИЯ ИНТЕРНЕТ-АПТЕКИ

Разумеется, каждый проект со временем должен не только окупиться, но и начать приносить доход. В связи с этим на сайте должны быть продуманы различные «фишки», которые помогут монетизировать интернет-аптеку. Например, это могут быть такие разделы, как товар дня, лидеры продаж, новинки, с этим товаром покупают, PR-статьи или собственная колонка производителей ЛС.

Каким образом происходит монетизация? Например, клиент планирует продать как можно больше своих препаратов в вашей сети аптек и для этого запрашивает у вас информацию по счетчикам посещения сайта. Как правило, устанавливают два-три счетчика: один обязательно от национальной поисковой системы www.uz для местного рейтинга и один от Яндекс.Метрика / Google Analytics. С помощью счетчиков можно получить информацию о том, как именно посетители попали на сайт и сколько страниц они просмотрели.

К тому же есть масса вариантов, как можно организовать различные акции, которые повысят активность пользователей на сайте. К примеру, за каждый положительный комментарий или отзыв можно давать бонусы, которые будут начисляться на накопительные карты пользователей. Впоследствии эти бонусы можно обменять на дополнительную скидку при покупке лекарств.

ИНТЕРНЕТ-МАРКЕТИНГ

Если вы только начали раскручивать интернет-аптеку и пока не знаете, как привлечь посетителей, не затрачивая больших средств, то интернет-маркетинг – это ваше все.

SMM. Создав официальные странички интернет-аптеки в различных социальных сетях (например, Fb.com, Ok.ru, Instagram.com и т.п.), вы можете применить таргетинг – донесение рекламной информации целевой аудитории в социальных сетях. Таргетированная реклама может привлечь внимание именно той аудитории, которой вы будете интересны.

Мессенджеры и боты. Последние пять-семь лет большую популярность обрели мессенджеры, в некотором смысле даже затмив многие социальные сети. Во-первых, они удобны в применении, есть возможность быстрого доступа к нужной информации без ожидания загрузки страницы, что немаловажно. Одним из самых популярных мессенджеров в сегменте узбекского рынка является Telegram, поэтому именно там важно создать канал и размещать актуальную информацию об ЛС. К тому же не стоит забывать и о создании умного бота, благодаря которому можно сделать заказ намного быстрее. Умный бот, к примеру, может состоять из следующих блоков:

  • поиск препаратов;
  • инструкции по использованию;
  • адреса аптек;
  • геолокация аптек для карт;
  • акции и скидки;
  • доставка.

Контекстная реклама. Доказано, что сегодня эффективным инструментом продаж в интернете является контекстная реклама, которая отображается

пользователям на основании их запросов. Важно, чтобы ключевые слова были правильно добавлены рекламодателем в настройки рекламной кампании в соответствии с запросами на ads.google.com, google.com/trends или wordstat.yandex.ru.

SEO. Старый добрый SEO. При правильной и грамотно продуманной настройке SEO-оптимизации позиция сайта в результате выдачи запросов поисковых систем может оказаться в топ-10 аналогичных ресурсов, что немаловажно для увеличения посещаемости интернет-аптеки.

МОБИЛЬНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

Когда встает вопрос о том, нужно ли создавать мобильное приложение под сайт, ответ скорее да, чем нет. Благодаря адаптивному дизайну можно заходить на сайт аптеки посредством мобильного телефона и проводить все операции с личного кабинета, однако такого плана страницы зачастую долго загружаются, т. к. они бывают «тяжелыми» и нуждаются в хорошем скоростном интернете. И здесь как раз поможет мобильное приложение, облегчающее множество операций.

1 КОММЕНТАРИЙ

Comments are closed.