Постоянное взаимодействие с пациентом на каждом этапе: от постановки диагноза до лечения и выздоровления, в том числе и за пределами больницы, принятие клинических решений на основании обобщенных данных из медицинских систем – все это необходимые меры для формирования персонализированного подхода к больному.

Основываясь на мировой практике, можно выделить пять последовательных этапов перехода к персонализированной медицине:

 1  Оказание медицинской помощи с применением информационных систем: на всех этапах оказания медицинской помощи врачи имеют доступ ко всей необходимой информации о пациенте. Таким образом, во время приема они фокусируют свое внимание на пациенте, а не на выполнении рутинных операций.

 2  Удаленный мониторинг здоровья: после выписки пациент поддерживает связь с врачами, следует индивидуальному плану лечения, следит за показателями здоровья и отправляет врачам соответствующие результаты. Это обеспечивает раннее обнаружение и предотвращение заболеваний и, как результат, сокращение количества рецидивов.

 3  Поддержка принятия решений: сотрудники больницы анализируют данные о пациенте для постоянного улучшения лечения и составления персональных рекомендаций. Для повышения качества медицинского обслуживания врачи также обмениваются данными с другими медучреждениями.

 4  Анализ и исследования: врачи и ученые могут использовать данные для выделения групп риска на основе «анамнеза жизни», что ведет к сокращению времени проведения медицинских исследований и повышению качества лечения пациентов.

 5  Персонализированная медицина: при повторных обращениях в медучреждения врачи уже знают особенности конкретного пациента. На основе этой информации может быть предложено персонализированное лечение, подобранное с учетом данных о здоровье, истории болезни, личных особенностей и реакций на те или иные факторы.

На сегодняшний день шаги по выстраиванию базовых медицинских информационных сервисов в учреждениях (например, электронная медицинская карта или запись к врачу) уже не являются чем-то особенным, поскольку данная сфера автоматизируется уже довольно давно. Тем не менее необходимо помнить о ближайших перспективах и выстраивать информационную инфраструктуру  с заделом на будущее.

Компания SAP кроме классической медицинской информационной системы (МИС) и мобильных приложений для пациентов имеет в арсенале платформу SAP Health и решения д ля интеграции и совместного использования данных из разрозненных информационных систем медицинских организаций специалистами. Это обеспечивает возможность учета и повсеместного использования результатов медицинских практик по наиболее сложным заболеваниям. Такие данные можно использовать не только внутри организации, но и во всей отрасли, среди других учреждений. Также можно создать национальную централизованную базу данных по всем медицинским случаям, в том числе с системой электронного ведения учета изменения здоровья по каждому пациенту.

Платформа, накапливая данные как в структурированном, так и в неструктурированном формате, позволяет выявлять и анализировать взаимосвязи между генетическими данными пациента, назначениями и их результатами, а также выполнять функции прогнозной аналитики. Таким образом, когда очередной пациент обратится за медицинской помощью, в МИС будут занесены его генетические сведения, анамнез, результаты обследования. Затем централизованная платформа сможет подсказать врачу, какое лечение может быть наиболее успешным для конкретного пациента. То есть врач сделает назначение не только по результатам проведения обследования, но и с учетом результатов обследований и практики лечения других пациентов от аналогичных болезней.

При этом не столь важно, какую именно МИС использует та или иная медицинская организация, – в арсенале SAP Health есть специализированное решение для подключения к платформе разрозненных медицинских и лабораторных информационных систем. Такое интегрированное решение поддерживает различные модели и форматы клинических и генетических сведений. Оно также включает в себя специализированный онтологический сервис, позволяющий осуществлять гармонизацию нормативно-справочных данных между различными учреждениями (справочники болезней, лекарственных средств и другое).

Кроме того, к такой централизованной базе могут быть подключены не только учреждения, но и медицинские научно-исследовательские институты для изучения накопленных массивов данных. Институты могут проводить исследования, вырабатывать и корректировать рекомендации с использованием реальных и актуальных клинических данных из медицинской практики.

Оператором такой платформы может выступать как орган, регулирующий здравоохранение, так и некоммерческие организации. Например, в США платформа SAP Health успешно используется на базе некоммерческой организации сообщества онкологов. Кроме централизованной базы, интеграционных компонентов (SAP HANA, SAP Connected Health Platform) и решения по извлечению ценности (SAP Medical Research Insights), с помощью платформы реализовано специализированное мобильное приложение для членов сообщества с целью оперативного взаимодействия и анализа медицинских практик.

На сегодняшний день медицинские организации почти 40 штатов подключены к этой системе. Собранные данные о больных группируются вместе, благодаря чему появляется возможность обнаруживать связь между пациентами из схожих групп, а также применяемыми методами лечения. Помимо этого выявляются тенденции, закономерности, которые на меньшем количестве данных не видны, а на большем – становятся явными. Чем больше данных, тем качественнее их анализ.

Сама идея системы заключается в том, что она становится эффективнее с увеличением подключенных к ней участников. Эта платформа привлекает всех – как оператора, так и тех, кто подключается к ней. Когда к ней присоединяется очередная клиника, она сразу же получает возможность использовать весь накопленный до нее объем данных. Работу с платформой упрощает приложение с удобным интерфейсом, где врач видит характеристики своих пациентов, а система при помощи множества данных подсказывает ему, какие меры принимались в схожих случаях.

Михаил Бурдуковский, архитектор бизнес-решений
Центра компетенций «Государственный сектор» SAP CIS

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ: