Электронное правительство: опыт Латвии

Опыт развития электронного правительства в Латвии имеет ряд характерных черт, одной из которых является то, что реформы направлены в первую очередь на обеспечение экономического роста, повышение конкурентоспособности страны и уровня занятости населения и осуществляются в тандеме с социально-экономическими реформами. Для достижения намеченных задач ИКТ используются в первую очередь как средство, а не самоцель. Этот принцип также заложен в с тратегии развития электронного правительства Латвии. Открытость и сотрудничество всех государственных структур позволили в разы снизить затраты бюджета при оказании госуслуг, повышая тем самым качество оказываемого сервиса.

360

В Латвии политика реформирования государственного управления и перевода оказания государственных услуг в электронную форму позволила повысить качество обслуживания населения и бизнеса, а также эффективность администрирования.

В рейтинге ООН по развитию электронного правительства в 2016 году страна занимает 45-е место (EGDI – 0,6810, по трем компонентам: онлайн-услуги 0,6087, инфраструктура телекоммуникаций – 0,5831, человеческий капитал – 0,8512) и 84-е место в рейтинге «электронного участия».

Развитие электронного правительства в Латвии началось в 2000-х годах и осуществляется параллельно с мероприятиями по интеграции с Европейским союзом. Очевидно, что ЕС оказывает мощную финансовую и организационную поддержку для осуществления реформ в этом направлении. Так, ЕС в 2014 году Латвии были выделены средства в размере 4,4 млрд евро для реализации программы «Рост и занятость», в рамках которой 172,78 млн евро было направлено на развитие IT-инфраструктуры, 43,9 млн евро – на развитие широкополосного интернета, в том числе в сельских местностях, 128,8 млн евро – для дальнейшего развития электронного правительства и оказания электронных услуг с акцентом на открытость, совместимость, а также развитие системы безопасного обмена данными.

Стратегия

«Руководство по развитию информационного общества на 2014 – 2020 гг.» является стратегическим документом, который призван продолжить проводимую политику и определить приоритетные сферы развития ИКТ в рамках реализации структурных фондовых программ, финансируемых Европейским союзом, до 2020 года. Руководство было разработано в тесном взаимодействии с IT-индустрией, национальными IT-ассоциациями, Торгово-промышленной палатой Латвии, а также с представителями министерств и муниципалитетов Латвии. Стратегическая цель этого документа – повышение благосостояния населения путем достижения высокой конкурентоспособности, экономического роста и создания дополнительных рабочих мест с помощью использования ИКТ.

В этом Руководстве описаны также принципы оказания государственных услуг и
реализация системы э-Правительства.

Принципы оказания государственных услуг и реализации системы э-Правительства

Законодательство

В Латвии нет отдельно взятого закона или другого нормативно-правового акта, посвященного электронному правительству. Однако ряд законов, в том числе «О государственных информационных системах», является правовой основой для его функционирования, оказания государственных услуг, информационных систем и межведомственного взаимодействия. Закон «О государственных информационных системах», принятый в мае 2002 года (изменения и дополнения внесены в 2014 г.), гарантирует качественное оказание информационных (электронных) услуг со стороны государства и местных органов власти. Законом определяются основные и единые процедуры по разработке, регистрации, обслуживанию, реорганизации и закрытию информационных систем.

В законодательстве есть определения для государственных услуг, оказываемых бизнесу (G2B) и населению (G2C). В Латвии владелец (или «держатель» услуг) имеет право делегировать свои полномочия через аутсорсинг и государственно-частное партнерство.

Электронное правительство и электронные услуги

Ответственным органом по развитию электронного правительства и информационного общества в Латвии является Министерство охраны окружающей среды и регионального развития. Для этого в министерстве созданы два ключевых департамента: Департамент электронного правительства и Департамент государственных услуг.

Ключевые ответственные органы по внедрению
электронных государственных услуг

В структуру Департамента электронного правительства входят Управление по государственным информационным системам и Управление по политике информационного общества. А в Департамент государственных услуг входят Управление электронных услуг и Управление по внедрению принципа «Единое окно» (более подробно о деятельности управлений можно узнать на сайте министерства). Кроме того, при министерстве создано Государственное агентство по региональному развитию, ответственное за реализацию национальных и международных проектов на региональном уровне.

В Латвии хорошо развита IT-инфраструктура. По охвату Wi-Fi, скорости и ценовой доступности интернета страна входит в топ-5 европейских стран. Согласно статистическим данным Министерства охраны окружающей среды и регионального развития, только за 2015 год 59,3% граждан воспользовались электронными государственными услугами. Доступ к онлайн-услугам осуществляется через портал www.latvija.lv и веб-сайты министерств и ведомств.

Доля граждан Латвии, использующих электронные услуги

Портал оказания электронных государственных услуг www.latvija.lv функционирует с 2006 года. На сегодняшний день на нем размещены информация и инструкции по получению около 2,5 тыс. государственных услуг. Из них в интерактивном виде 20 государственными ведомствами оказывается 125 услуг.

Для получения электронных государственных услуг пользователи используют в основном три вида идентификации:

  • EID – электронный ID, требует наличия электронной идентификационной карты;
  • e-paraksts – виртуальная подпись;
  • интернет-банкинг – использование банковского аккаунта для идентификации.

Стратегическая цель развития предусматривает, что в будущем все услуги должны оказываться через единый портал, но, если некоторые из них оказываются через сайты государственных  органов с соблюдением должного уровня обслуживания, то эти услуги не интегрируются с единым порталом.

Определение понятия государственные услуги в законодательстве установлено исходя из функций госорганов.

Тарификация за государственные услуги осуществляется по согласованию с правительством, однако на муниципальном уровне также устанавливаются рыночные цены для финансовой поддержки госучреждений. При аутсорсинге услуг с владельцем и партнерской организацией заключаются договоры на взаимовыгодных условиях, в том числе это касается распределения средств, поступающих от пользователей услуг. Все проекты по развитию информационных систем координируются с министерствами и ведомствами, при этом Министерство охраны окружающей среды и регионального развития регулирует работу по развитию э-Правительства в целом.

Следует отметить, что в Латвии, как и в большинстве развитых стран Европы, уже давно внедрены механизмы финансовой самоокупаемости государственных учреждений. Высокая эффективность за счет соблюдения принципов открытости и общегосударственного подхода позволила госучреждениям получать высокий синергический эффект от сотрудничества.

Принципы оказания э-услуг в Латвии

Принцип рационального использования ИКТ.

Путь, который Латвия прошла в процессе внедрения электронных услуг, был основан на оптимизации административных процедур и рационализации использования средств ИКТ. На сегодняшний день это является одним из приоритетов политики информатизации общества.

В ходе проведенного анализа деятельности государственных органов в Латвии было выявлено, что нерациональное использование средств ИКТ приводит к растрате средств Государственного бюджета. При этом усложняется процесс оптимизации процедур оказания госуслуг из-за прежней автоматизации излишних процессов, а также неэффективности деятельности этих органов в целом. Поэтому ключевым моментом при построении архитектуры электронных услуг с высокой онлайн-зрелостью стали реинжиниринг административных процессов и рациональное внедрение ИКТ.

Принцип блокировки параллельных записей.

Информация с электронных реестров должна являться первичной (более важной, достоверной и безопасной). Соответственно, если ведется электронная база данных, то параллельное ведение бумажных реестров или документов приводит к лишней трате времени.

Электронные записи в регистрах (т. е. в электронных БД) в Латвии являются первичными и подлинными данными, имеют полную и равную с бумажными документами юридическую силу.

Бумажные справки, свидетельства и сертификаты являются лишь «копией» оригинала в электронном виде.

Принцип отмены бумажных разрешительных сертификатов и лицензий.

Многие государственные органы больше не выдают бумажные справки, сертификаты, разрешения, лицензии и другие виды документов, которые удостоверяют право или состояние объекта. Они заменяются идентификаторами регистрации (или ссылками на регистрацию), с помощью которых все заинтересованные стороны могут узнать или убедиться, что определенный юридический статус данного лица имеется, т. е. он зарегистрирован в БД какого-либо государственного органа.

Принцип сотрудничества всех государственных органов – общегосударственный подход.

Сотрудничество всех госорганов как единой организации повышает эффективность внедрения электронных услуг. В Латвии налажена система составления договоров между государственными органами.

Единый подход означает:

  • открытость при обмене данными, связь с общественностью, предоставление услуг в соответствии с едиными принципами;
  • институциональные границы не должны мешать доступу к имеющимся данным и управлению правами доступа на национальном уровне;
  • сотрудничество в качестве единой организации с использованием общих служб и стандартной инфраструктуры (обслуживания клиентов, поддержки ИКТ, бухгалтерского учета и т. д.), тем самым повышая эффективность предоставления государственных услуг.

Анализ латвийского опыта оказания государственных услуг показывает, что для перевода государственных услуг в электронный формат требуются кардинальные реформы административно-управленческих процедур, функций и задач госорганов. Эти изменения касаются совершенствования как инфраструктурной составляющей, так и нормативно-правовой базы оказания государственных услуг и электронного правительства. Вместе с тем только закупкой серверного и компьютерного оборудования, программного обеспечения и доступа в интернет невозможно повысить качество оказания электронных государственных услуг и обеспечить удовлетворенность их пользователей.

В современных условиях, когда в Узбекистане намечаются масштабные реформы административного управления и переход к оказанию электронных государственных услуг в рамках электронного правительства, адаптированное применение зарубежного опыта крайне важно – как для проведения административной реформы, так и для построения архитектуры всей системы оказания электронных услуг. Исключение бюрократических и коррупциогенных факторов, о чем свидетельствует принятие Закона Республики Узбекистан от 3 января 2017 года №ЗРУ–419 «О противодействии коррупции», а также «Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Узбекистана в 2017 – 2021 годах», совершенствование процедур оказания государственных услуг населению и бизнесу обещает стать одним из главных приоритетов республики.

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ: