Образовательная инновационность

59

Сегодня практически на все сферы человеческой деятельности стали влиять компьютерные технологии, обеспечивая распространение информационных потоков в обще­стве, тем самым образуя глобальное информационное пространство. Не осталось в стороне и образование. Для того, чтобы сделать ближе друг к другу школу, родителей и учеников, в некоторых учебных заведениях нашей республики вводят в эксплу­атацию электронный дневник, кото­рый в итоге должен заменить суще­ствующий на протяжении нескольких десятков лет бумажный аналог. С этим интересным нововведением и другими образовательными проекта­ми, запущенными в тестовом режиме, знакомит нас руководитель проекта «Smart Education» Татьяна Ан.

Какие инновационные проекты раз­рабатываются параллельно с «Smart Education» и их роль в учебных процес­сах?

– В настоящее время в республике кроме проекта «Smart Education» раз­работано еще несколько программных национальных продуктов. Это «EduCard», цель которой стать единой безналичной платежной системой для учащихся обра­зовательных учреждений РУз. В рамках проекта предусматривается разработка единой идентификационной карты уча­щегося, совмещающей в себе образова­тельную карту и функционал полноценной банковской карты. Также «GAP» – наци­ональный мессенджер, рассчитанный на обмен текстовыми сообщениями, медиа­файлами различных форматов.

Интересна разработка проекта «Muloqot.tv» – молодежная интерактивная платформа в формате онлайн-телевидения для молодежи, которая объединяет твор­чески одаренных людей со всех регионов республики. ТV-канал будет состоять из молодежных программ, ток-шоу, новостей и видеороликов, юмористических, ана­литических программ и документальных фильмов. Принципиальная особенность интерактивной платформы в осуществле­нии всей работы канала силами самой молодежи при взаимодействии с уни­верситетами и школьными творческими объединениями.

Разработчиком этих социальных про­ектов является АК «Узбектелеком» при содействии Министерства по развитию ИТ и коммуникаций РУз, Агентства по науке и технологиям, Демократической партии «Миллий тикланиш», АК «Алокабанк», а также Центров – развития системы «Элек­тронное правительство», среднего специ­ального профессионального образования (ЦССПО) и UZINFOCOM.

По замыслу специалистов, современ­ные инновационные технологии должны создать единое информационное поле интеграции учебных заведений с наукой и производством, сделать прозрачной систе­му объективной оценки качества образо­вательного процесса и подготовки кадров, показать реальные механизмы взаимодей­ствия непрерывного образования с наукой и производством. Таким образом, внедре­ние инновационных проектов в образо­вательный процесс позволит построить социальный лифт для интеграции непре­рывного образования с современными потребностями рынка труда, а также станет дополнительным стимулом для развития и внедрения информационных идей в сферу образования. Такие проекты формируют социальное сетевое взаимодействие меж­ду всеми участниками образовательного процесса и становятся отличным инстру­ментом для проведения молодежной по­литики в лице государственных структур.

Что касается проекта «Smart Education», то он смодулирован как интернет-портал, объединяющий возможности электронного документооборота в сфере образования с инструментами социального взаимодей­ствия между всеми участниками образо­вательного процесса. Этот момент легко прослеживается на схеме.

Расскажите о возможностях «Smart Education».

– В основные возможности проекта «Smart Education» входит следующее:

  • сетевое взаимодействие (здесь под­разумевается создание единого ин­формационного пространства для всех участников образовательного процесса, то есть государственные органы управ­ления и контроля образования, админи­страция учебных заведений, преподава­тели, учащиеся и родители всегда могут оперативно взаимодействовать между собой);
  • автоматизация учебного процесса (электронный журнал, календарно-тема­тическое планирование, расписание и др.);

  • инструмент для анализа эффективно­сти качества обучения (это различные отчеты, которые формирует система, на основе вводимых данных);
  • портфолио учащегося (на основе вводимых данных система позволяет показать образовательный рейтинг уча­щегося, учебные и внеучебные достиже­ния, анализ успеваемости по различным предметам. На основе таких данных ученик может на каждом этапе обучения делать осознанный выбор дальнейшего профиля своего обучения).

Также в рамках проекта «Smart Education» было разработано два мобильных прило­жения.

Первое приложение рассчитано для родителей и детей и обладает набо­ром определенных функций, например, показывает данные по у спеваемости и посещаемости в режиме онлайн, и напоминает дневник, который использу­ется в настоящее время. В электронном аналоге дневника можно написать со­общение преподавателю и просмотреть замечания педагога. Проследить и сде­лать аналитику успеваемости ученика. Это приложение – просто находка для родителей. С его помощью можно полу­чать информацию, по каким предметам ребенок отстает и в чем не обходимо подтянуть его знания, дистанционно наблюдать время и дату непосещения уроков.

Второе приложение системы «Smar t Education» разработано только д ля преподавателей. Оно позво ляет вы­ставлять оценки в э лектронный журнал не только с к омпьютера, но и испо льзо­вать любой гадж ет, например, смартфон или планшет.

В рамках проекта планируется внедрить инновационные ID-карты для учащихся, которые позволят совместить функционал образовательной карты с полноценной банковской картой. Этим проектом является проект «EduCard», ко­торый тесно связан с «Smar t Education».

Каковы функции проекта «EduCard»?

– «EduCard» – это карта, которая выступает официальным документом в идентификации ученика за счет встро­енного чипа NFC. Новшеством в ней считается тот факт, что она не только подтверждает личность и статус своего владельца, а также предоставляет доступ к электронным образовательным ресур­сам, позволяя вести учет системы льгот и скидок для учащихся.

С помощью мобильног о приложе­ния родители могут установить лимит расходов на ме сяц, неделю, день, в том числе просмотреть отчет о состоянии личного счета, расходах ребенка и многое другое.

В случае утери карты ее можно забло­кировать, обратившись в отдел техпод­держки учебного заведения. Срок ее действия пять лет.

В каких учебных заведениях функцио­нируют инновационные проекты?

– Система «Smart Education» в течение года проходила тестирование и показала себя с положительной стороны. Основ­ными ее пользователями стали около 20 учебных заведений как города Ташкента, так и Ташкентской области.

В испытаниях участвовали волонтеры Республиканского колледжа олимпий­ского резерва г. Ташкента, Чирчикского академического лицея при ТХТИ, Зан­гиатинского академического лицея при НУУз, 5-го академического лицея при ТГТУ, школы №89 г. Ташкента, а также учащиеся ТПКИТ.

До внедрения проектов в более крупных масштабах «пионером» можно назвать школу «Sehriyo», которая первой внедрила систему «Smart Education». В настоящее время около 300 учебных заведений по республике находятся в процессе внедрения системы «Smart Education» в учебный процесс. Проекты «EduCard», «GAP», «Mulogot.tv» в каче­стве пилотных проектов пока проходят тестирование в Ташкентском професси­ональном колледже информационных технологий (ТПКИТ).

NFC расшифровывается как Near Field Communication, т. е. «ближняя бесконтактная связь». По своей сути это небольшой чип, который может быть встроен как в смарт-карты, так и в смартфон, выполняя передачу данных на очень короткие рас­стояния и с весьма мизерной скоростью.
По данным специалистов, NFC очень близка к технологии RFID, которую используют для помет­ки продуктов в супермаркетах. Эта технология базируется на позднем стандарте ISO/IEC 14443 (смарт-карты) и спроектирована для использова­ния в переносной электронике, выполняя безо­пасные транзакции. 
В итоге результаты внедрения про­ектов в реальный учебный процесс?

– Благодаря реализации этих проектов станет возможным следующее:

  • создание единого информационного поля для всех участников образователь­ного процесса;
  • внедрение единой ID-карты учаще­гося, которая совмещает функционал образовательной карты и полноценной банковской карты;
  • построение портфолио учащихся для проведения широкомасштабного мони­торинга различной направленности;
  • создание механизмов мотивации и стимулирования преподавателей и уча­щихся, создание системы контроля пол­ного цикла подготовки и ориентировки в информационном пространстве как учащихся, так и педагогов.