Роль цифровых технологий в современном бизнесе

Дело в том, что в современном мире нет и не может быть еди­ного однозначно правильного мнения по любому вопросу или теме. Всегда обязательно будет много мнений, при этом все они будут верны по-своему. На основе мнений, опыта уже внедрен­ных продуктов мы получаем некое множество практических решений, которые можно и нужно развивать. Это не означает, что данные решения можно автоматически копировать и при­менять в каждом конкретном случае, но они могут и должны быть использованы как шаблоны, чтобы лишний раз не изобре­тать велосипед. 

Что касается темы разговора, то это очень масштабный вопрос, который не раскрыть в одной статье, поэтому я бы предложил сделать серию статей. Так можно будет шире охватить тему, а также получить воз­можность изучить мнения и отзывы читателей.

К сожалению, на сегодняш­ний день цифровые технологии в Узбекистане находятся на стадии информатизации, которая включа­ет в себя оснащение рабочих мест компьютерами, создание инфра­структуры, попытки автоматизации производственных процессов и т. п. Причем это относится как к государ­ственному сектору, так и частному.

Как пример приведу недавний случай из жизни. Две недели назад я должен был лечь в больницу на ле­чение. Одним из требований боль­ницы было предоставление флюо­рографии, за которой я обратился в свою поликлинику. Так как это был мой первый после переезда визит к участковому врачу, то она спросила, для чего мне нужна флюорография. Узнав о моей болезни, врач поре­комендовала после лечения прине­сти выписку из больницы, дав при этом направление на флюорогра­фию. Теперь внимание: в кабинете флюорографии установлена совре­менная система с компьютерным управлением, но заключение врач дает в виде бумажки с отпечатком силуэта легких с записью о состо­янии моего здоровья. При этом в его компьютере остаются данные о пациенте. А как было бы прекрасно, если б к этим данным мог иметь доступ и участковый врач, и врач из больницы… Но пока этого нет, потому что ни в поликлинике, ни в больнице нет инфраструктуры, которая позволяла бы обмениваться информацией, в том числе с учетом обеспечения мер безопасности и ограничений по доступу – медицин­ские записи это в первую очередь конфиденциальная информация. В самой больнице тоже все интересно устроено. В приемном покое ваши данные записывают в компьютер, где установлена специальная вер­сия программы 1С для клиник, но дальше вы путешествуете по каби­нетам с бумажной анкетой, и врачи вынуждены дублировать записи и на компьютере, и вручную в вашей анкете, а также в своем журнале по учету пациентов. Вы можете себе предста­вить, насколько более точно и легко было бы для врачей ставить диагноз и назна­чать лечение, если бы они имели полный доступ ко всей истории пациента – чем болел, что назначали, какие были анализы и т. п. И так, к сожалению, дела обстоят не только в этой сфере.

Возможным исключением являют­ся операторы мобильной связи, но это скорее влияние самой модели бизнеса, полученной от материнских компаний. Однако даже в этой сфере бизнеса, как признаются сами сотрудники компаний, можно сделать больше и лучше – где-то автоматизировать рутинные операции, где-то повысить эффективность, конкурен­тоспособность и т. д.

Совсем недавно у меня состоялся сле­дующий разговор с моим очень хорошим другом:

Я: «Ты понимаешь, почему у нас не «взлетает» этот проект, при том, что он очень востребован и мог бы сильно по­мочь и частным лицам, и бизнесу?»

Друг: «Да скорее всего это связано с тем обстоятельством, что, несмотря на наличие законодательства в области электронной коммерции, есть некие под­законные акты, которые не приведены в соответствие с законодательством, что нам очень сильно мешает».

Я: «А по-моему, у нас не взлетает не только или не столько из-за этого, а по причине того, что у электронного здания нет фундамента – системы идентификации и аутентификации юридически значимой ЭЦП (электронно-цифровой подписи). Вспомни, я тебе много раз говорил о запросах из разных бирж с одной насто­ятельной просьбой: дайте нам юридиче­ски значимую ЭЦП, и тогда у нас будет и сделок регистрироваться больше, и оборот повысится, и порядка больше будет».

Друг: «Ты не прав, у нас есть закон об ЭЦП, соответственно, что бы ты ни говорил, есть и юридически значимая электронная подпись».

Я: «Но ты же понимаешь, что наличие закона еще не означает, что у нас есть ре­ально действующая юридически значимая ЭЦП. Помимо этого, у нас не реализованы механизмы, по которым эта подпись может считаться полноценной заменой живой подписи и «мокрой печати» на докумен­тах. Этих механизмов практически нет (сдвиги есть, но небольшие) ни в коммер­ческой среде, ни в юридической, ни в су­дебной. Фактически, документы с ЭЦП не имеют равной ценности с обычными до­кументами. А все потому, что до конца не реализованы механизмы подтверждения и проверки полномочий и безотзывности при использовании ЭЦП. К сожалению, у нас нет фундамента, а собираемся строить очень большое здание …»

Друг: «Ты не прав, потому что этот механизм уже работает и постепенно вне­дряется в жизнь. Например, вся отчетность юридических лиц сдается в ГНИ в элек­тронном виде и подписывается ЭЦП».

Я: «Я не буду спорить с тобой, но то, как реализованы на сегодняшний день схема получения ЭЦП и схема генерации закрытого ключа, не позволяет мне быть уверенным в том, что завтра система не будет скомпрометирована».

В принципе, говоря о роли цифровых технологий в современном мире, хотим мы того или нет, они все больше и шире проникают в повседневную жизнь. И цель, которая преследуется производителями, пользователями и компаниями, которые внедряют эти технологии, благая – сделать жизнь удобнее, а бизнес эффективнее и надежнее.

Я полагаю, что тут нужен системный подход. В первую очередь со стороны государства, как структуры, которая опре­деляет правила, политику и механизмы, а технологии, в том числе и цифровые, – это всего лишь инструменты, которые должны использоваться по этим установленным государством правилам.