Формула успешного приложения: от идеи к реализации

Все любят путешествовать. Признайтесь, вы тоже. И сейчас это делать стало гораздо проще благодаря возможностям современных технологий. Например, 11 декабря 2015 года вышло приложение Guideuz. Этот аудиогид был создан для того, чтобы облегчить жизнь туристам, помочь в изучении истории, культуры Узбекистана. Его авторы – выпускники Японского учебного курса PMP при JICA Аъзам Умаров, Бекзод Мухамадиев и Обиджан Махмудов. Идея была реализована после окончания курсов. О том, как работает приложение и что изменилось за прошедшие полтора года, в эксклюзивном интервью для ICTNEWS рассказывает Аъзам Умаров.  

Работа над чем-либо всегда начинается с идеи. Расскажите, пожалуйста, как и когда впервые появилась ваша идея?

– Впервые эта идея у меня возникла, когда я решил отдохнуть за рубежом. Мне пришлось обратиться в туристическую фирму за помощью в организации отдыха. Но, к сожалению, цены оказались гораздо выше моих возможностей даже после значительных скидок. Тогда я начал изучать возможность самостоятельного путешествия с помощью туристических форумов. Особенно полезным оказался форум Сергея Винского. Я попробовал самостоятельно организовать путешествие, учитывая все свои желания. У меня это неплохо получилось, да и цена уложилась в мой бюджет.

Изучая форумы, я заметил, что в последнее время очень активно развивается дикий
туризм, в связи с чем спрос на мобильные информационные приложения растет. К большому сожалению, я обнаружил, что на рынке Узбекистана практически отсутствуют удобные мобильные приложения. После этого я задумался о создании информативного мобильного приложения для туристов, путешествующих по Узбекистану.

У вас появилась идея. Здорово! Это уже полдела, но было ли у вас достаточно
опыта в программировании, чтобы стать разработчиком собственного приложения?

– К сожалению, у нас не было даже малейшего представления о мобильном программировании. И мы начали искать фирмы, которые занимаются разработкой мобильных приложений. К моему удивлению, таких фирм оказалось меньше десятка по всему Узбекистану (в 2015 году). В стране тогда не хватало специалистов в этой области (в соседнем Казахстане по запросу разработчиков выходило несколько десятков фирм). Но главный плюс наших разработчиков был в том, что наши расценки были намного ниже по сравнению с ними. После изучения цен мы нашли оптимальный вариант предложения от центра разработчиков «BePro». Они ответственно подошли к делу и в обозначенные сроки качественно разработали наше
приложение по заданному техническому заданию.

У вас появилась идея. Здорово! Это уже полдела, но было ли у вас достаточно
опыта в программировании, чтобы стать разработчиком собственного приложения?

– К сожалению, у нас не было даже малейшего представления о мобильном программировании. И мы начали искать фирмы, которые занимаются разработкой мобильных приложений. К моему удивлению, таких фирм оказалось меньше десятка по всему Узбекистану (в 2015 году). В стране тогда не хватало специалистов в этой области (в соседнем Казахстане по запросу разработчиков выходило несколько десятков фирм). Но главный плюс наших разработчиков был в том, что наши расценки были намного ниже по сравнению с ними. После изучения цен мы нашли оптимальный вариант предложения от центра разработчиков «BePro». Они ответственно подошли к делу и в обозначенные сроки качественно разработали наше
приложение по заданному техническому заданию.

Как вы считаете, в настоящий момент у вашего приложения есть конкуренты? Что вы готовы предпринять для того, чтобы оно было лучшим?

– Я считаю, что наш рынок мобильных туристических приложений практически
пуст. Сейчас есть несколько приложений от отечественных производителей по Самарканду, Бухаре, Хиве и Кашкадарье и одно приложение аудиогид по Самарканду от «Вокруг света». Я никого не считаю своим конкурентом, так как у каждого свой путь развития, хотя всегда изучаю новинки рынка и их функционал.

Наша задумка заключалась в следующем: мы планировали поэтапное создание универсального приложения для туристов. Сегодня мы прошли уже 2 этапа
– разработка аудиогида и всеобщего информационного приложения о зданиях и сооружениях нашей страны. Следующий этап – это ввод культурного раздела, рекомендаций по гостиницам и ресторанам национальной кухни в каждом городе,
сувенирным магазинам, а также раздела с черным списком гостиниц, кафе, ресторанов и магазинов исходя из отзывов иностранных туристов.

Вы любите путешествовать и часто общаетесь с туристами, которые приезжают в Узбекистан. На ваш взгляд, с какими проблемами сталкиваются туристы, приезжая к нам?

– Прежде чем создавать что-либо для потребителя, необходимо знать, какой
именно результат от приложения он хочет получить. Мы начали изучать проблемные
стороны туризма в Узбекистане. Прежде всего постарались узнать емкость нашего
рынка. Изучение трехлетнего статистического анализа показало, что ни о каких полуторамиллионных туристах, о которых всегда пишут и говорят наши СМИ
и связанные с туризмом государственные организации, и речи быть не может.
Максимальное число реальных туристов в нашей стране оказалось в пределах
130–150 тыс человек в год. Это очень мало для нашей страны, так как более или
менее известные исторические города в Европе посещают миллионы туристов. Все
это говорит о том, что наша страна очень слабо представлена за рубежом. До сих
пор многие иностранцы при упоминании Узбекистана ассоциируют нашу страну с
Афганистаном или Пакистаном.

Многие турфирмы при опросах жаловались на то, что недостаточно только участвовать в зарубежных выставках, нужно активнее рекламировать туры по Узбекистану во всем мире по ТВ и другим информационным ресурсам при помощи государственной поддержки. В итоге мы пришли к такому выводу: существует немало факторов, которые негативно влияют на наш туризм: это и дороговизна и малочисленность наших гостиниц в Booking.com и подобных ресурсах, это и состояние нашего аэропорта, неудовлетворительный уровень сервиса в секторе туризма,
отсутствие возможности аренды машин, а также отсутствие мобильных аудиогидов,
туристических карт. Еще одна неприглядная сторона этого дела: недобросовестные
гиды договариваются с сувенирными магазинами и «впихивают» туристам сувениры в два раза дороже их стоимости и еще много другого.

Есть ли сейчас в вашем приложении слабые места, что вы делаете для их устранения?

– Как оказалось, между созданием бизнес-плана и его воплощением в реальность
– огромная бездна. Во время реализации проекта мы наталкивались на многочисленные подводные камни, которые затрудняли и затягивали процесс.

Поскольку этот проект мы реализовывали в свободное от работы время, то иногда целыми месяцами, из-за загруженности на своей основной работе, не могли уделять должного внимания нашему делу. Возможно, все так и застопорилось бы, если… Если бы не один факт, заставивший нас усиленно взяться за проект.

Сначала мы запустили приложение в системе android, а в конце 2016 года полноценную рабочую версию приложения в системе IOS. И в первый же сезон
туристического месяца 2017 года (в марте) нашу программу в этой системе загрузили
более 1,5 тысяч человек из Японии и США. Это была первая победа!

Хотя за полтора года существования нашего приложения в системе android было скачано всего около 700 копий. Это было связано с тем, что из-за отсутствия англоязычной версии мы не смогли удовлетворить информационную потребность пользователей.

После этого случая мы решили начать работать над английской версией программы.

В будущем в вашем прило жении будет реализована туристическая составляющая, которая может стать своего рода рево люционным решением для подобных программ, но что именно?

– К осеннему туристическому сезону 2017 года мы планируем выпуск англоязычной версии приложения и выпуск бумажных туристических карт в формате А2, выполненных в старинном восточном стиле с привязкой к мобильному приложению Guideuz. Вдохнуть жизнь в любую поездку, сделать ее увлекательной и запоминающейся путешественникам всего мира помогают усовершенствованные
фотоаппараты и видеокамеры, фиксирующие успех любого вояжа. А если удобные
и точные карты загружены на планшет или смартфон, то это, без сомнения, гарантия
качественно и с пользой проведенного в путешествии времени.

К сожалению, для реализации следующего этапа (культурного раздела) не доходят руки, мы слишком заняты модернизацией функционала нашей программы. Как
только мы его завершим и закончим наш проект по картам, то сразу же им займемся. В наших планах на будущее – изменить программу, модифицировать ее и досконально изучить все исторические города для того, чтобы туристы могли взглянуть на нашу удивительную страну по-новому. Да и сами жители Узбекистана должны открывать для себя малоизвестные достопримечательности сквозь призму современных технологий.