В Узбекистане презентовали систему MyPharm, которая агрегирует предложения для закупки лекарств аптеками. MyPharm позволяет пользователям преподносить и рекламировать каталог собственных лекарств, а также мониторить конкурентов и их цены. Тимур Каримов, руководитель проекта, рассказывает корреспонденту ICTNEWS, как с помощью этого агрегатора MyPharm планирует изменить фармотрасль Узбекистана. 
ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Электронная торговая площадка в наиболее простом и общем виде представляет собой компьютерную программу, в которой в удобной для покупателя форме представлены объединенные торговые предложения нескольких оптовых продавцов. Заказ продукции осуществляется через компанию-посредника, которая обеспечивает работу и систематическое обновление этой программы. Покупатель – аптека или аптечная сеть могут выбрать наиболее выгодное для себя предложение и сделать заказ онлайн.

КОМУ ЭТО НАДО?

Успех интегратора во многом зависит от наличия устойчивых партнеров-дистрибьюторов с одной стороны и аптечных сетей – с другой. Пока нет одной из сторон, другой стороне интегратор не интересен.

Для оптовых компаний такая форма торговли тоже может быть выгодна, поскольку позволяет экономить время и человеческие ресурсы, а кроме того снижает вероятность ошибок. При этом в результате работы на подобного рода торговых площадках дистрибьютор оказывается в жесткой конкурентной среде, что позволяет ему максимально точно обозначить свои конкурентные преимущества и исключить отрицательное влияние человеческого фактора.

Исключение всевозможных форм личной заинтересованности сотрудников в закупках у конкретных поставщиков в ущерб интересам компании MyPharm считает одним из важнейших преимуществ электронных торговых площадок. Причем в большей степени это актуально для аптечных сетей.

ЧТО ОЖИДАТЬ ОТ MYPHARM?

MyPharm не только высвобождает время для сотрудников оптовых компаний, формирует наиболее выгодные для аптечных сетей ценовые предложения, но и проводит большую работу по стандартизации наименований лекарственных средств и сведению ассортиментных списков к единому удобному формату. В то же время MyPharm считает, что к выбору информационного посредника аптечные сети должны подходить осторожно, предварительно удостоверившись в строгом соблюдении конфиденциальности информации.

Некоторые информационные посредники, получив от дистрибьютора информацию о ценах на тот или иной препарат, могут предложить компании, выставившей самую низкую цену, поднять ее до уровня чуть ниже второй цены на данный препарат. Таким образом, формально соблюдается условие аптечной сети продать ей препарат по самой низкой цене, а прибыль, полученную от повышения цены, посредник делит с дистрибьютором.

ИСТОРИЯ ТОРГОВЫХ ПЛОЩАДОК В СТРАНАХ СНГ

Первые попытки собрать прайс-листы дистрибьюторов и представить их в электронном виде аптекам относятся к середине 1990-х годов (Санкт-Петербург). Однако серьезное развитие этого бизнеса началось только после информатизации городских аптек. Причем процесс этот инициировался крупными дистрибьюторами, в первую очередь компаниями «Протек» и «СИА Интернейшнл». Дистрибьюторы устанавливали компьютеры, программы и мотивировали работников аптек к заказу через системы удаленного доступа. Эта деятельность привела к появлению компаний – информационных посредников, или интеграторов. Интеграторы создали программные оболочки, объединяющие и при возможности унифицирующие прайс-листы дистрибьюторов.

Сейчас на рынке Санкт-Петербурга работают четыре такие компании: «Медлайн-экспресс», «Росби Информ Ко», «Инфодром Медиа Северо-Запад» и «Аналит Фармация». О темпах развития этого рынка можно судить по данным компании «Медлайн-экспресс». По информации различных источников, торговая площадка «Справка для аптек» этой компании сегодня осуществляет 20-25% всего объема оптовых продаж фармпродукции в Санкт-Петербурге. По данным самой компании, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года объем продаж через ее торговую площадку вырос на 40%. Этот успех генеральный директор компании Алексей Кожикин связывает с появлением новых клиентов – аптечных сетей «Доктор», «Лекрус», «Фиалка» и др. В результате на сегодняшний день закупки через эту торговую площадку осуществляют порядка 30% аптек города. Однако само по себе количество торговых точек, сотрудничающих с компанией-интегратором, не является определяющим показателем. Дело в том, что одни аптечные сети могут осуществлять закупки исключительно через одного информационного посредника, а другие – сотрудничать сразу с двумя, а то и тремя интеграторами. Остальные аптеки продолжают осуществлять заказы непосредственно через дистрибьюторов, обращаясь к электронным площадкам только в случае дефектуры какого-либо препарата.

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ: