Электронный деканат или оперативность системы высшего образования

Студенчество – золотая пора. Однако только вспомните все эти контрольные работы, беско­нечные записи меняющегося расписания за­нятий, опоздания, выговоры за них и, наконец, самое страшное – сессия и строгий голос пре­подавателя: «Давайте-ка сюда вашу зачетку!». Наверное, каждый из вас, дорогой читатель, с трепетом отдавал свой бесценный матрикул и, будучи неуверенным в своих знаниях, мучился догадками «Поставит, не поставит? А если по­ставит, то что?». Но все это не про нынешних студентов, ведь в их распоряжении информа­ционно-коммуникационные технологии, помо­гающие мониторить каждый набранный балл, и не про нынешних преподавателей, которые раньше часами корпели над подсчетами «нб», калькуляцией рейтинга и своими отчетами. Всему виной (в хорошем смысле) электронный деканат, который активно внедряется в нашу систему высшего образования. Именно сейчас 12 столичным вузам поручено на собственном опыте испытать разработанную Ташкентским университетом информационных технологий программу Unisys, рассчитанную на оператив­ную работу деканатов всех факультетов.

Unisys представляет собой не что иное, как современный инструмент управления образовательным процессом, в основе которого лежит механизм автоматической организации и мониторинга учебного про­цесса. Работа с ним не составляет труда и не требует определенной IT-подготовки. Все максимально просто и доступно.

Главной задачей Unisys являются хра­нение и обработка информации о ходе всего учебного процесса, а также полная автоматизация электронного взаимодей­ствия трех участников образовательно­го процесса: деканат (администрация), преподаватель и студент. Благодаря этому электронный деканат располагает рядом технологических преимуществ по сравне­нию с традиционным деканатом, ведь он значительно сокращает время выполнения той или иной работы. Также благодаря Unisys в университете есть возможность четкого учета контингента профессорско- преподавательского состава (ППС) и студентов (списки групп, задолжники, отличники и т. д.), хранения и при необ­ходимости автоматизированной выдачи информации по текущему состоянию и истории учебного процесса.

Опыт России
Электронный деканат Free Dean’s Office – это мо­дуль для среды дистанционного обучения Moodle, ко­торый добавляет возможность управления процессом обучения, типичным для российских школ, колледжей и вузов. Free Dean’s Office управляет такими объектами, как «Специальность», «Дисциплина», «Курс», «Акаде­мическая группа» («Класс»), «Семестр» («Учебный год»), «Учебный план слушателя», «Нагрузка преподавателя», «Итоговые оценки по дисциплинам», «Расписание», «Текущие оценки и посещаемость», «Журнал успева­емости и посещаемости», «Зачетная книжка» («Днев­ник»), «Табельный номер преподавателя» и т. д.

Вход в программу осуществляется посредством введения логина и пароля, после чего пользователь заходит в лич­ный кабинет, который отличается своим функционалом в зависимости от статуса «хозяина». Например, профили админи­страции факультета (деканов и замде­канов) содержат разделы, позволяющие координировать такую работу, как ввод один раз в семестр учебного расписания, графика сдачи рубежного и итогового кон­троля, ведение электронных рейтинговых ведомостей и статистики посещаемости студентами учебных занятий (учитывая даже опоздания), контроль контингента со­трудников и учащихся и многое другое.

Персональный кабинет профессорско-преподавательского состава и заведующе­го кафедрой имеет несколько разделов, а также информацию о духовно-просвети­тельской деятельности (работа с куратор­ской группой):

«Посещаемость». Ежедневно фик­сируя свой визит, пользователь отмечает тему проведенного занятия и выстав­ляет пропуски тем студентам, которые отсутствовали на его паре, после чего сохраняет информацию, имея возмож­ность изменить ее только в течение дня. 

Для удобства поиска из всего недельного расписания преподавателя программа выделяет жирным шрифтом именно теку­щий день недели. Это позволяет сразу же сориентироваться и нажать на нужный номер группы студентов. Непосещение страницы профиля приравнивается к не­проведению занятия! 1

«Рейтинг успеваемости». Текущий (помесячный) и рубежный (контрольный срез) рейтинг выставляется в строго обо­значенный модератором день. Именно тогда преподаватель ставит студентам их оценки в индивидуальные ячейки, сохра­няя информацию, которая тут же авто­матически обрабатывается и выводится в общий балл успеваемости (зеленая колонка). Изменить проставленные баллы невозможно, автоматическая программа незамедлительно отправляет их на сервер в общую университетскую базу. По итогам семестра вся информация суммируется и напротив каждой фамилии студента ав­томатически выставляется его набранный балл. Ни бессонных вам ночей с калькуля­тором в руках, ни возни со множеством вариантов бумажных записей, ни возмож­ности ошибки при подсчете. За вас все делает Unisys. 2

«Объявления». Здесь преподаватель может ознакомиться с информа­цией деканата, приказами ректората и постановле­ниями и модемограммами, касающимися их трудовой деятельности. 3

И, наконец, профиль студента, где он может наблюдать расписание своих занятий, пропуски по конкретным дис­циплинам, набранные баллы, объявления деканата, директивную документацию. 4

Контроль за тремя взаимосвязанными участниками образовательного процесса (деканат, ППС и студент) осуществляет непо­средственно руководитель вуза – ректор. 5

В профиле ректората как на ладони видна вся работа сложного организма университета. Руководитель вуза может с легкостью зайти в раздел любого факуль­тета, кафедры и даже студенческой груп­пы, располагая полной информацией об успеваемости, посещаемости и многом другом. Эта прозрачность дает возмож­ность всем участникам беспрепятственно контактировать внутри системы, объек­тивно оценивая возможности студентов и работу каждого преподавателя.

В процессе изучения специфики работы Unisys мы обратились в отдел ИКТ Узбекского государственного уни­верситета мировых языков (УзГУМЯ), где на наши вопросы ответил Камол Расулов, IT-специалист университета.

– Кто является разработчиком программы Unisys?

– Разработчиком Unisys является рабо­чая группа ТУИТа. Министерством высше­го и среднего специального образования Республики Узбекистан (Минвуз) столич­ным вузам было дано задание – внедрить эту программу на практике и по успешным итогам учебного года полностью перейти на Unisys, отказавшись от традиционного деканата.

– При внедрении всего нового обычно возникают трудности. Как вы справлялись с ними?

– Трудности, конечно, были, поскольку программа поступила немного «сырой», недоработанной. Однако возникающие накладки решались на месте благода­ря группе в Теlegram, в которую вошли айтишники всех вузов и ответственные представители Минвуза. Сообща мы легко справлялись со сбоями и неисправно­стями, комментируя и предлагая новые решения возникающих проблем.

– Вытеснит ли Unisys бумажную ру­тину в виде журналов, планов, ведомостей окончательно или же дубляж необходим (например, для различных проверок, ко­миссий и т. п.)?

– Думаю, что все идет именно к этому. Будущее – за ИКТ. А что касается прове­рок, то благодаря той же Unisys им будет легче и быстрее справляться с поставлен­ными задачами.

– Ориентирована ли эта программа на человеческий фактор? Если преподаватель неверно ввел балл, нажав не на ту кнопку, возможно ли исправить ошибку?

– Конечно, если преподаватель до­пустил ошибку и программа сохранила эти данные, то следует незамедлительно обратиться в деканат, который располагает необходимым доступом. Там помогут ре­шить проблему, разобравшись в ситуации, изменив неверный балл.

– Предполагается ли модернизация программы после ее пробной эксплуатации в УзГУМЯ?

– Да, программа при необходимости обновляется уже сейчас, совершенствуют­ся некоторые разделы. По итогам учебного года ей будет вынесен «вердикт», думаю, что с сентября она начнет работать в пол­ной мере.

 

МНЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ В СВОЕЙ РАБОТЕ UNISYS

«Unisys позволит препо­давателям лучше скон­центрироваться на обра­зовательном процессе, не отвлекаясь на заполнение бесконечных журналов, ведомостей и т. п.».

Наталья Петрухина, доцент кафедры русского языка и литературы УзГУМЯ 

 

«Unisys – очень удобная программа, действительно сокращающая временные затраты и бумажные из­держки».

Ирина Родина, старший преподаватель кафедры русского языка и литературы УзГУМЯ

«Электронный деканат – объективное решение мно­гих проблем, регулярно возникающих в процессе работы администрации и кафедр».

Зилола Салишева, заведующая кафедрой узбекского языка УзГУМЯ

Электронный деканат – это отдельный сервис обра­зовательного портала вуза, позволяющий оперировать такими объектами, как: семестры; учебные группы; списки членов групп; итоговые отметки студента по каждой дисциплине.

 

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Программа хорошая. Меня интересуют вопросы:
    1. в какие сроки можно заполнить графу «пересдача» ТК и ПК
    2. заменит ли unisys «бумажный» журнал в следующим учебном году
    3. как быть, если у студента вышла неудовлетворительная отметка, но при этом требуется поднять итоговый бал

    Просьба отправить ответ на мой Е-мейл.

    • Андрей, спасибо за вопросы.
      1. Графа «Пересдача» ТК и ПК заполняется в установленный срок (однако, сроки заполнения в каждом вузе могут немного разниться, эту информацию вам лучше уточнить в конкретном учебном заведении) при наличии оправдательного документа (например, справки о болезни).
      2. Наш эксперт предполагает, что да, всё делается сейчас именно для этого.
      «– Вытеснит ли Unisys бумажную ру¬тину в виде журналов, планов, ведомостей окончательно или же дубляж необходим (например, для различных проверок, ко¬миссий и т. п.)?
      – Думаю, что все идет именно к этому. Будущее – за ИКТ…»
      3. Если у студента вышла неудовлетворительная оценка объективно, то ему придется остаться задолжником. Если же это ошибка преподавателя, то «следует незамедлительно обратиться в деканат, который располагает необходимым доступом. Там помогут решить проблему, разобравшись в ситуации, изменив неверный балл»

Comments are closed.