ИКТ на общественном транспорте столицы

Трудно переоценить важность и актуальность внедрения информационно- коммуникационных технологий на транспорте. Сегодня во всем мире активно разрабатываются технологии, которые направлены на подготовку управленческих решений в транспортных системах, обеспечение мониторинга передвижения транспортных средств, оценку. Над этими вопросами плодотворно работают ученые разных стран мира, в том числе и наши исследователи. 

Информационное обеспечение для участников дорожного движения должно осуществляться за счет реализации ряда мероприятий. Нанесение высокоэффективной дорожной разметки, установка дорожных знаков, организация работ по оперативному реагированию на изменения в состоянии автомобильных дорог, погодных условий, чрезвычайные ситуации и ДТП, среди которых говорится и о внедрении современных электронных средств организации дорожного движения, дорожной связи и ИКТ. Стремительное развитие автомобилестроения в мире стимулирует новейшие разработки в области радиоэлектроники и спутниковой навигации. Сегодня трудно себе представить путешествие по автомобильным дорогам мегаполисов без GPS-навигатора, с помощью которого можно обеспечить процесс управления некоторым объектом (в том числе информационным), имеющим присущие ему методы передвижения в определенном пространстве. О том, как внедряют ИКТ на городском транспорте Ташкента, рассказал заместитель начальника отдела внедрения информационных технологий АО «Тошшахартрансхизмат» Уткир Аюпов.

546546– Какие возможности имеются у Центральной диспетчерской службы по контролю движения (GPS)?

– Прежде всего это контроль за подвижным составом в режиме онлайн:

  • контроль за съездом автобусов с линии;
  • возможность составления анализа выполненных рейсов с выявлением нарушений в электронном виде, ежедневного отчета для автопарка и руководства о нарушениях;
  • разработка механизма материальной ответственности в случаях преднамеренной поломки GPS-оборудования водителями. Мобильные приложения меняют стиль нашей повседневной жизни в современных городах. Они уже оказали влияние на наш шопинг, заказ еды и покупку билетов, а многие горожане уже не мыслят заказа такси без приложения. В стороне от IT-внедрений до недавнего времени оставался общественный транспорт, и это несмотря на то, что миллионы и миллионы человек ежедневно ждут автобусы на остановке, спускаются в метро, едут через весь город. Многие пассажиры часто не знают точное направ­ление, а иные не представляют, сколько нужно ждать автобус, из-за чего они не могут рассчитать время поездки.
– Расскажите подробнее о работе мобильного приложения TashBus.

– В 2017 году АО «Тошшахартрансхиз­мат» для удобства пассажиров внедрило мобильное приложение TashBus для мо­бильных устройств, работающих на базе Android и Apple iOS.

Мобильное приложение позволяет:

  • отслеживать движение автобусов по заданному маршруту;
  • узнавать время прибытия на кон­кретную остановку;
  • получать информацию о том, какие именно маршруты проходят через определенную остановку;
  • узнать скорость движения автобу­сов;
  • получить информацию о количе­стве автобусов на выбранном маршруте;
  • добавлять маршруты в список из­бранных для быстрого доступа;
  • другие полезные функции.
– Планируется ли система безналич­ной оплаты проезда на общественном транспорте? Когда и каким образом?

– В соответствии с пунктом 10 постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 11 марта 2017 года №129 «О мерах по дальнейшему разви­тию пассажирского транспорта в городе Ташкенте» Министерству по развитию ИТ и коммуникаций, Министерству внешних экономических связей, инвестиций и тор­говли Республики Узбекистан совместно с АО «Тошшахартрансхизмат» поручено в двухмесячный срок разработать и пере­дать в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект по внедрению авто­матизированной системы оплаты про­езда на пассажирском транспорте города Ташкента. В настоящее время этот проект готовится.

Автоматизированная система оплаты проезда даст такие возможности, как:

  • повышение культуры обслужива­ния и уровня безопасности перевозок пассажиров;
  • систематическое обследование пассажирских потоков с целью повы­шения эффективности перевозок, а также учет проезда различных категорий пассажиров;
  • прозрачность сборов оплаты про­езда, а также увеличение его безналич­ного расчета;
  • внедрение единой транспортной карты для наземного транспорта и метрополитена.
– Планируется ли строительство или реконструкция автовокзалов и автостан­ций с внедрением ИКТ?

– Для повышения уровня безопасности на 13 конечных автостанциях Ташкента внедрена система видеонаблюдения в режиме онлайн.

Таким образом, внедрение ИКТ на транспорте связано с проблемой, которая требует немедленного решения: это на­личие и распространение доступной для широких слоев населения информации, умение ее использовать в повседневной практике.

Все это определенным образом требует организованной подготовки широких слоев населения, поскольку такое внедрение имеет ряд позитивных социально-экономических последствий: развитие инновационных видов деятельности, востребованность высококвалифи­цированных специалистов для разработки новых ИКТ, пригодных для использования на транспорте.

Из этого следует, что у ряда проблем, с которыми раньше сталкивались водители и пассажиры, есть реальный шанс оказать­ся «за бортом» по мере внедрения высо­ких технологий.

Пассажиры скоро смогут находить нужные объекты на карте, уточнять схему маршрута и выбирать альтернативные пути передвижения.

Попутно можно будет просмотреть новости или воспользоваться другими городскими электронными сервисами. Электронные табло будут информировать пассажиров о времени прибытия автобуса.

Минимум времени на дорогу, опти­мальная скорость движения, безопасность на маршруте и возможность всегда оста­ваться на связи – основные предпочтения пассажиров и всех, кто управляет транс­портными средствами.