Цифровое радиовещание в Узбекистане

Известно, что в этом году исполнилось ровно 10 лет со дня начала опытной эксплуатации цифрового телевизионного вещания в Узбекистане (сначала в Ташкенте и Бухаре). Благодаря большому кропотливому труду в рамках «Государственной программы по техническому и технологическому переходу на цифровое телевещание в Республике Узбекистан» на сегодняшний день цифровым телевизионным вещанием охвачена вся территория нашей страны. Несмотря на эти успехи, вопрос перехода на цифровое радиовещание до сих пор не решен. В этой связи возникает вопрос разработки новой «Государственной программы по техническому и технологическому переходу на цифровое радиовещание в Республике Узбекистан».

Анализ поступающих жалоб и обращений от населения показал, что сегодня есть большая необходимость в увеличении количества радиовещательных станций во всех областях республики. Население в регионах предъявляет обоснованные требования по равноправному доступу к приему большего количества коммерческих радиовещательных станций. При этом известно, что основная часть станций сосредоточена в городе Ташкенте и только некоторые из них расположены в крупных регионах республики (Самаркандская и Ферганская области). Владельцы частных радиовещательных станций не заинтересованы в ретрансляции сигналов своих радиостанций в других, менее населенных регионах страны из-за больших расходов, связанных с приобретением (арендой) радиовещательного передатчика, оплатой услуг за вещание, оплатой электроэнергии, эксплуатационными расходами и др.). Если учесть, что основным источником доходов коммерческой радиовещательной станции является реклама, то в целом дохода от рекламы не хватает, чтобы покрывать расходы на осуществление вещания. Государство как главный реформатор и гарант обеспечения равноправного доступа к большему числу коммерческих радиовещательных станций должно создать необходимые условия для поддержки и развития коммерческих радиостанций, разработать действенные механизмы стимулирования владельцев коммерческих радиостанций для увеличения зоны радиовещания.

Принимая во внимание вышесказанное, интересно рассмотреть возможности развития в нашей стране цифрового стандарта радиовещания DAB+ (Digital Audio Broadcasting).

DAB+ представляет собой один из современных вариантов развития первого в Европе стандарта DAB. В системе DAB+ применен метод кодирования звукового сигнала MPEG-4 HE AAC v2, который позволяет снизить примерно в 3 раза скорость передачи цифрового звукового сигнала при сохранении качества звуковоспроизведения, а также увеличить количество аудиопрограмм, передаваемых в одном сигнале. Кроме этого, DAB+ имеет ряд преимуществ в отношении предоставления таких дополнительных услуг, как хорошее качество звука на низких скоростях, прием радиосигналов DAB+ без каких-либо помех, возможность приемников DAB+ принимать все DAB-сигналы.

Более надежным и уверенным оказывается прием радиосигналов, особенно для мобильных слушателей, то есть в автомобилях, поездах, и т. п., что делает их одной из наиболее перспективных и многочисленных групп потребителей услуг цифрового радиовещания DAB+. Причины этого кроются в том, что при мобильном приеме наибольшие неприятности доставляют интерференция (наложение) радиоволн, а также доплеровский эффект, приводящий к изменению длины волны в зависимости от скорости движения приемника относительно передатчика.

Цифровые же методы передачи сигналов позволяют применять помехоустойчивое кодирование, что обеспечивает возможность правильного восстановления переданной информации после   воздействия помех. Кроме этого, цифровые приемники способны автоматически выбирать наиболее мощный сигнал.

Важным условием успешного развития цифрового стандарта радиовещания DAB+ в Узбекистане является наличие свободной полосы радиочастот. Принимая во внимание, что диапазон 88-108 МГц в Ташкенте практически полностью занят местными радиовещательными станциями, а в некоторых областях сигналами станций соседних государств (Ферганская долина, Сырдарьинская область), было бы целесообразно рассмотреть возможность выделения полосы радиочастот в диапазоне 175-230 МГц для цифрового стандарта радиовещания DAB+. Здесь важно отметить, что 17 июля 2017 года было принято постановление Кабинета Министров «О дальнейших мерах по переходу на цифровое телевещание и прекращению наземного аналогового телевещания», согласно которому наземное аналоговое телевещание в Ташкенте будет отключено 15 июля 2018 года, а по всей территории Узбекистана – до 5 декабря 2018 года.

На сегодняшний день в интернет-магазинах уже имеются различные виды цифровых приемников DAB+ для автомобилей, подключаемых к прикуривателю или USB-разъему аудиосистемы автомобиля.

С запуском в Узбекистане системы цифрового стандарта радиовещания DAB+ в страну будут поставлены десятки новых видов цифровых приемников DAB+, стоимость которых за счет эффекта масштаба будет вполне доступной для населения. При этом также можно рассмотреть вопрос запуска местного производства цифровых приемников DAB+ для автомобилей и в стационарном исполнении.

К числу недостатков цифрового радиовещания можно отнести высокую сложность процессов обработки сигналов в радиоприемнике, что отражается на его стоимости. Но в современную эпоху широкого развития высокотехнологичной микроэлектроники данное обстоятельство оказывается не очень важным: все преобразования реализуются с помощью специализированных микросхем, и в итоге приемник становится состоящим всего из нескольких недорогих узлов.

На сегодня цифровое радиовещание стандарта DAB+ осуществляется в Китае, Индонезии, Республике Корея, Германии, Австралии, Швейцарии, Дании, Норвегии и ряде других европейских стран.

Для Узбекистана внедрение цифрового стандарта радиовещания DAB+ является весьма актуальным вопросом, так как оно не только дает возможность значительного повышения количества и качества программ и дополнительных услуг населению, но и способствует более эффективному использованию радиочастотного спектра, снижению энергопотребления радиостанций, а также созданию новых рабочих мест в рамках программы по локализации.

Ж. Раимджанов, инженер 1-й категории
ЦЭМС Сырдарьинской области