Расширять спектр электронных государственных услуг для бизнеса

В соответствии с постановлением Первого Президента Ислама Каримова от 28 сентября 2015 года «О мерах по дальнейшему совершенствованию порядка оказания государственных услуг субъектам предпринимательства по принципу «Единое окно» в стране образовано 194 центра «Единое окно».

В контексте продолжения государственной политики поддержки и поощрения бизнеса Комитетом Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан совместно с Министерством юстиций и  Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан организовано проведение семинара на тему: «Совершенствование правовых основ и процедур оказания электронных государственных услуг субъектам предпринимательства».

Обеспечение эффективной деятельности Единых центров по оказанию госуслуг субъектам предпринимательства по принципу «Единое окно» определено в качестве одного из важных направлений Программы комплексных мер по обеспечению ускоренного развития предпринимательской деятельности, всемерной защите частной собственности и качественному улучшению делового климата в Республике Узбекистан, утвержденной Указом Президента Республики Узбекистан от 5 октября 2016 года №УП-4848 «О дополнительных мерах по обеспечению ускоренного развития предпринимательской деятельности, всемерной защите частной собственности и качественному улучшению делового климата».

Центры по оказанию госуслуг субъектам предпринимательства по принципу «Единое окно» являются одним из важнейших элементов системы оказания электронных государственных услуг в нашей стране, их деятельность вносит существенный вклад в дело обеспечения прозрачности прохождения субъектами предпринимательства регистрационных, разрешительных и лицензионных процедур. Посредством функционирования центров действующих по принципу «Единое окно» устанавливаются бесконтактные формы взаимодействия субъектов предпринимательства с государственными органами, что способствует снятию бюрократических барьеров, формированию системы предоставления необходимой информационной помощи субъектам предпринимательства.

Всеми выступающими отмечалось, что в Узбекистане уделяется особое внимание защите прав и интересов предпринимателей, устранению необоснованных проверок их деятельности, качественному улучшению делового климата.

Так же было отмечено, что по состоянию на 1 октября 2016 года центрами «Единое окно» оказано 76 576 государственных услуг, в том числе   широкого спектра информационного характера. В частности, только в течение 2016 года, было оказано более 100 000 бесплатных консультационных услуг субъектам предпринимательства. Помимо этого система центров по оказанию госуслуг субъектам предпринимательства располагает развитой инфраструктурой коммуникаций, а также современным оборудованием, необходимым для качественного оказания услуг. Так, в рамках исполнения Постановления Кабинета Министров от 23 ноября 2015 года №335 центрам по оказанию госуслуг субъектам предпринимательства было передано 2 981 единиц оргтехники. Информационная система центров, обеспечивающая доступ к сети интернет на скорости не менее 1 Мб/с,  что позволяет осуществлять дистанционные формы контактирования с пользователями услуг, обеспечивать их доступ к информационным системам и базам данных государственных органов.

Вместе с этим критичные выступления отражали мнения об актуальности  дальнейшего совершенствования деятельности центров  в части расширения перечня оказываемых ими  услуг. А реализация данной задачи в свою очередь требует дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы деятельности центров, стандартизации и паспортизации вводимых электронных государственных услуг.

Кроме этого, на семинаре были подняты вопросы соответствия осуществляемой центрами деятельности требованиям национального информационного законодательства, в частности нормам Законов Республики Узбекистан «Об электронном правительстве», «Об электронном документообороте», «Об электронной цифровой подписи» и др., были выработаны предложения и рекомендации по дальнейшему совершенствованию законодательства регулирующего процессы организации и предоставления электронных госуслуг.

На конкретных фактах участники семинара отмечали необходимость своевременного принятия необходимых нормативно-правовых актов регулирующих вопросы развития системы межведомственного обмена информацией, создания и интегрирования с Единым порталом интерактивных государственных услуг единого веб-сайта о деятельности центров «Единое окно». При этом особо подчеркивалось  решение задач, связанных с необходимостью систематического повышения квалификации сотрудников центров, повышения эффективности их консультативной и информационно-разъяснительной деятельности.

По итогам мероприятия были приняты рекомендации, направленные на дальнейшее совершенствование законодательства в области внедрения и развития электронного правительства и его правоприменительной практики.

Необходимо отметить, что к участию в мероприятии,  организованном  в формате видео-конференции с подключением областных студий во всех регионах страны,  были привлечены не только парламентарии, но и ответственные работники профильных министерств, сотрудники Центров по оказанию госуслуг, специалисты в области права и информационных технологий, представители бизнес сообщества, СМИ и институтов гражданского общества.