Мобильный интернет на железных дорогах страны

Не секрет, что в Узбекистане ведется всесторонняя поддержка процессов информатизации высокоперспективных проектов по внедрению современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и инновационных методов во все отрасли экономики. В этой связи особое место занимает совещание, проведенное под председательством главы государства 9 января текущего года по теме развития ИКТ и обеспечения информационной безопасности. В ходе мероприятия было выявлено, что операторы связи не вкладывают ресурсы в расширение телекоммуникационной сети в отдаленных районах и территориях, примыкающих к автомобильным и железным дорогам.

Помимо этого, 2 февраля этого года премьер-министр страны принял участие в форуме «Цифровая повестка в эпоху глобализации» в Алматы. Выступая на мероприятии, глава правительства сообщил, что в республике будет принята трехлетняя стратегия развития электронного правительства, реализован ряд проектов по внедрению «умных» и «безопасных» городов и регионов на основе обработки больших данных и внедрения Интернета вещей, а также интеллектуальных систем наблюдения и мониторинга в общественных местах.

Исходя из вышеуказанных обсуждаемых вопросов, а также принимая во внимание, что 2018 год в Узбекистане был объявлен Годом поддержки активного предпринимательства, инновационных идей и технологий, целесообразно рассмотреть инновационное предложение по созданию сети LTE-Railway (LTE-R) на железных дорогах республики.

На данный момент высокоскоростные пассажирские поезда «Афросиёб» курсируют по маршрутам Ташкент-Самарканд, Ташкент-Карши и Ташкент-Бухара. В 2018 году будет налажено движение высокоскоростного поезда «Афросиёб» по маршруту Ташкент-Хива. Известно, что операторы сотовой связи на территории нашей страны оказывают услуги мобильного интернета с использованием технологий WCDMA/UMTS (3G) и LTE (4G).

При этом зона охвата базовых станций с высокой скоростью подключения к интернету составляет: для базовых станций 3G – около 1,5-2 км, а для базовых станций 4G – около 1 км (расстояние может меняться в зависимости от рельефа местности, расположения зданий и сооружений).

Для обеспечения зоны покрытия высокоскоростным мобильным интернетом на всей территории республики потребуются значительные средства и ресурсы сотовых операторов. И эти расходы будут увеличены в пятикратном размере (пять сотовых операторов), т. к. от каждого оператора требуется обеспечить зону покрытия собственной сетью в отдаленных населенных пунктах, в том числе вдоль железных дорог. В населенных пунктах, через которые проходят железные дороги, операторы поэтапно устанавливают базовые станции 3G и 4G. Сложнее всего обстоят дела с открытыми обширными территориями, где нет населенных пунктов, но проходит железная дорога. В такой пустынной или степной местности нет технической возможности установить базовую станцию сотовой связи, а сроки окупаемости базовой станции в такой местности определить очень трудно. Сотовые операторы прежде всего действуют из соображения экономической выгоды – на заранее убыточные проекты инвестировать свой капитал они не торопятся. В этой ситуации целесообразней было бы создать сеть LTE-R на железных дорогах страны с помощью сил и средств национального оператора «Узмобайл», а также привлечения средств зарубежных инвесторов.

Принимая во внимание, что технология LTE-R может быть использована не только для предоставления услуг высокоскоростного интернета для пассажиров, но и для собственных нужд АК «Ўзбекистон темир йуллари» (обеспечение безопасности при передаче служебной  информации и др.), для успешной реализации этого проекта можно привлечь средства самой АК «Ўзбекистон темир йуллари».

LTE-R – это стандарт LTE, специально заточенный под использование на линиях железнодорожного сообщения. Данные, передаваемые при помощи LTE-R, разделяются на три потока – пользовательский, служебный и диспетчерский. Одной из особенностей сети LTE-R является приоритет служебных и диспетчерских данных – ширина всех каналов регулируется динамически, однако в случае возникновения нештатных ситуаций сеть сужает поток, выделенный для пользователей, для того, чтобы лучше передавать данные разнообразных систем безопасности, например, камер видеонаблюдения. Таким образом обеспечиваются быстрая, надежная связь и сигнализация и преодоление проблем с использованием сети LTE-R на высоких скоростях.

Технология мобильной связи LTE имеет две разновидности: 1) для неподвижных или движущихся с малыми скоростями абонентов (пешеходов, людей в городском транспорте); 2) для абонентов, движущихся с большими скоростями, например, в поездах железных дорог или метрополитенов (для этих случаев предназначается специализированная версия стандарта LTE – LTE-Railway (LTE-R).
Имеющиеся в нашей стране сотовые компании, предоставляющие услуги мобильного интернета по технологиям 3G и 4G, технологически не смогут обеспечить качественную, непрерывную и бесперебойную высокую скорость подключения к интернету на высоких скоростях движения пассажирского поезда «Афросиёб». Если учесть, что этот поезд двигается со скоростью до 250 км/ч, то развертывание технологии LTE-R на железных дорогах страны – это требование времени.

Необходимо отметить, что внедрение технологии LTE-R имеет нижеследующие технические особенности и положительные стороны:

  1. Секторные антенны, а также компактное оборудование базовых станций сети LTE-R устанавливаются на существующих опорах вдоль железных дорог. В результате будут сэкономлены значительные денежные средства, т. к. строительство отдельных АМС (антенно-мачтовых сооружений) не требуется. Секторные антенны устанавливаются параллельно направлению железнодорожного полотна под углом 180 градусов по отношению друг к другу.
  2. При создании сети LTE-R вдоль железных дорог будет обеспечена гарантированная связь с базовыми станциями без зон «радиотени» на всем участке движения пассажирского состава.
  3. Благодаря использованию технологии LTE-R пассажиры высокоскоростных поездов получат возможность бесперебойного просмотра и отправки видео в высоком качестве, а также совершения видеозвонков.
  4. Пассажирам поездов будет предоставлена возможность использования высокоскоростного интернета на мобильных устройствах с поддержкой технологии 4G (LTE) конкретного оператора (владельца сети LTE-R) или через Wi-Fi cети, созданные в пассажирских вагонах. Расходы по предоставлению услуг интернета можно будет включить в стоимость билета.
  5. Нет необходимости проводить отдельное электропитание для каждой базовой станции с удаленных трансформаторных подстанций, т. к. высокоскоростной поезд «Афросиёб» едет по электрифицированному участку железной дороги.

На данный момент в системе АК «Узбекистон темир йуллари» на железнодорожных поездах для организации связи используется морально устаревшее аналоговое оборудование радиосвязи, значительно уступающее по своим характеристикам и возможностям технологии LTE-R. Внедрение LTE-R на железных дорогах республики будет способствовать повышению безопасности на железнодорожном транспорте, улучшению оперативности при возникновении чрезвычайных ситуаций, а также ведению постоянного мониторинга в онлайн-режиме за техническим  состоянием всех компонентов и узлов железнодорожного транспорта.

Жахонгир Раимджанов, инженер 1-й категории
Службы электромагнитной совместимости Сырдарьинской области

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. А какой срок окупаемости такого оборудования какой? 50 лет?

Comments are closed.