Стартапы-2016: увидеть рынок и не умереть

Во всем мире выходит огромное количество стартапов. Некоторые из них приносят колоссальную прибыль, но подавляющее большинство идей обречено на смерть в первый же год своего существования. Продержаться проектам помогают инвесторы, бизнес-ангелы или собственный стартовый капитал. Но есть и еще некоторые факторы, которые помогут начинающему стартапу выжить в суровых реалиях рынка. Например, правильно разработанная бизнес-модель проекта и хорошая реклама. Кое-что из этого команды могут получить, участвуя в разных стартап-кселераторах или инкубаторах. Тем не менее, очень немногие проекты имеют развитие и финансовую поддержку. Но вот несколько примеров тех стартапов, кому удалось выжить в 2016 году.

Бахтиер Турсунов, Ustabor.uz
– Как сервису удается удержаться на плаву?

– Я не удивлен, что этот вопрос стоит первым. На самом деле мы не удерживаемся на плаву, мы плывем по точно заданному курсу на огромном фрегате. Для любого стартапа на начальном этапе важны инвестиции, также очень важно, кто именно будет инвестировать ваш проект. Будут ли это единомышленники, бизнесмены с многолетним опытом или банки?

В нашем случае все сложилось наиболее удачно: компании из сфер строительства, маркетинга и продвижения стартапов взялись за реализацию проекта на территории Узбекистана. Это помогло нам стать лучшими в своем направлении. Сам автор идеи проекта к тому же является одним из инвесторов. Он проживает в Калифорнии, однако обещал посетить нашу страну и выступить перед аудиторией, рассказав о возникновении идеи и вообще поделиться своим опытом в сфере ведения бизнеса за рубежом. К тому же у нас есть множество рекламодателей и с каждым днем интерес к рекламе на нашем сайте растет. В последнем релизе мы выделили платформы для рекламодателей, чтоб они могли получать максимум пользы от нашего портала.

– Какие социальные особенности необходимо учитывать при создании таких проектов?

– В первую очередь, ментальность нашего удивительного, прекрасного народа. Необходимо всегда понимать, что вы можете столкнуться с неготовностью рынка принять ваш продукт. И тут важно не опускать руки и продолжать двигаться, меняя траекторию и учитывая реалии рынка. Основоположники Ustabor.uz вообще считают, что они вкладывают не столько в проект, сколько в людские ресурсы. Над проектом работает множество сотрудников, которые под чутким руководством вырастают в специалистов высокого класса. Это первый наш проект, но не последний. И если у тебя есть команда, которая понимает с полуслова, это дорогого стоит.

– Расскажите о трудностях и препятствиях в процессе выхода и развития проекта?

– Если у стартапа нет трудностей, то это не стартап! У каждого проекта бывают моменты, когда кажется, что все настолько сложно, что легче бросить и забыть. На этом этапе и решается, какой стартап будет жить, а какой исчезнет.

Возможно, после очередного собрания, учредители могли изменить направление движения самого проекта, но никогда не меняли конечную цель: стать лучшим проектом в этой нише. Самая сложная задача, решенная нами, была связана с мастерами, которые посещают наш сайт и делятся своими работами. Был период, когда наши сотрудники приезжали домой к мастерам и обучали их проекту. Или наоборот, мастера приезжали и просили научить их.

Нам часто говорили, что рынок не готов пользоваться таким ресурсом, и мастера не будут его посещать. Столкнувшись с этой проблемой, мы сами подготовили рынок к своему проекту и двинулись дальше.

Если говорить о самых больших достижениях за год, то это, конечно же, выход нашего удобного приложения Ustabor.uz, в котором уже есть доступ к 3 500 контактам мастеров. Также нужно  отметить, что приложение нерасходует много трафика, а для нашего региона, думаю, это немаловажно.

Шарофуддин Нуриддинов, Bringo
– Как удалось создать такой успешный стартап и выстоять в жестких условиях рынка?

– Пока трудно говорить об успехе Bringo, но стоит отметить, что вопрос еды очень щепетильный для нас всех. Узбекистан славится своей изумительной кухней. Если заведение готовит вкусные блюда, посетители могут не обращать внимания на обстановку в нем, а будут посещать и рекомендовать это место друзьям. Мы в свою очередь стараемся учитывать пожелания клиентов, работать с заведениями, предлагать улучшения для реализации заказа, вынося для себя самих что-то новое и полезное. В невероятном успехе нам помогают наши клиенты, партнеры заведения и, конечно же, команда Bringo, которая прилагает все усилия, чтобы проект жил.

– Чем знаменателен прошедший год для вашего проекта?

– 2016 год был годом, когда мы смогли увидеть весь цикл работы проекта с его спецификой. У весны свои особенности, лето – это каникулы и жара, осень – начало учебы и праздники, зима – это холод и подготовка к следующему году. Подключилось много партнеров, несмотря на то что некоторые нас покинули, открылись новые заведения и закрылись некоторые точки питания.  Стало больше лояльных клиентов, проект показал, что он может жить.

– С какими трудностями пришлось столкнуться в процессе развития?

– Препятствий как таковых было немного, просто необходимо прилагать усилия и много работать.

– Какие планы у стартапа на 2017 год?

– Планируем увеличить количество заведений, подключенных к системе Bringo. Уменьшить время доставки заказа до 30 минут, а может и еще меньше. Улучшить качество упаковки заказа.  Увеличить узнаваемость бренда и поднять качественные показатели проекта.

Улугбек Касымходжаев, управляющий партнер KASSA.UZ
– Как развивался ваш проект в 2016 году?

– Наш сервис начал работать еще в конце 2015 года. 27 декабря 2015 года в театре «Ильхом» был продан первый электронный билет. Эту дату мы считаем днем рождения KASSA.UZ. Кроме нас есть и другие проекты, но они продают билеты на свои мероприятия, что, конечно, также способствует продвижению этого сервиса среди пользователей. Мы же начали с самого недоходного сектора культурного досуга: театры, цирк, некоторые музеи. Минувший год был достаточно сложным. Конечно, не обошлось без трудностей. Во-первых, согласно Положению о порядке ведения билетного хозяйства в театральнозрелищных предприятиях Республики Узбекистан, человек может войти в зал только по бумажному билету. И в нашем случае посетитель вынужден обменивать электронный билет на бумажный, и только потом идти на представление. Это создает некоторые неудобства. Мы уже подняли вопрос изменения этого положения, поскольку есть понимание того, что оно устарело. Вторая сложность – не вся потенциальная аудитория готова к покупке электронных билетов. Но это вопрос грамотного продвижения сервиса и, конечно, времени. Также не всегда готов персонал, где-то не подведен интернет и отсутствуют компьютеры в кассе. Но главное то, что сервис, который во всем мире давно является повсеместной практикой, нужен и в Узбекистане. И у нас уже есть постоянные клиенты, которым мы очень благодарны. Что касается результатов, за 2016 год мы подключили самые востребованные театры, среди которых Большой Театр имени Алишера Навои,  Молодежный театр и Русский Драматический театр. Успешно сотрудничаем с КВН. Ведем переговоры о продаже билетов в Консерваторию. Многие родители просят подключить Кукольный Театр и ТЮЗ. Надеемся, скоро и это будет доступно на нашем сайте.

На одной из наших презентаций на Startup Mix в начале 2016 нас спросили про конкурентов. Многие известные российские билетные операторы давно забронировали домены в зоне UZ и повесили объявление о скором запуске. Но прошел год, и никто так и не запустился. И это не потому, что мы такие крутые, а потому что рынок электронных билетов очень сложный: несовершенная законодательная база, и долгий процесс монетизации. Но мы верим в успех проекта. В предыдущем году мы шли по нарастающей, подключили театры, цирк, а теперь надеемся выйти на концертные площадки.

Кроме того, сейчас мы прорабатываем новое направление – систему бронирования столиков на вечеринки. Пользователь видит анонс мероприятия и по кнопке «бронировать» переходит на схему зала и выбирает столик. Мы постоянно пытаемся расширить спектр наших услуг. В идеале мы стремимся к концепции «Единого окна», чтобы наш клиент мог как можно больше  забронировать и оплатить, не выходя из дома. Но самое главное – нас уже знают, доверяют, и многие проекты предлагают сотрудничество. Значит, первый уровень пройден.


Юлия Меликян