Для создания функциональных элементов, которые не только обеспечат необходимый рост продаж или улучшат оказание услуг, но и существенно облегчат рабочий процесс, создавая благоприятные условия для анализа бизнес-процессов

Для начала необходимо выделить основные группы предпринимателей, которые могут быть заинтересованы в создании электронного бизнеса в Узбекистане. К первой категории можно отнести начинающих молодых предпринимателей, решивших открыть интернет-магазины, так как этот вид бизнеса требует минимальных денежных вложений. Это действительно так: при желании, например, созданием сайта и доставкой товаров можно заняться самому, а склад организовать даже дома. Интернет-магазин не требует какого-либо помещения в торговом центре, арендуемого за большие деньги, к тому же, если такой бизнес окажется нерентабельным и «прогорит», его можно без особых потерь закрыть.

Вторая категория — это владельцы успешного offline-бизнеса, по велению времени и современных тенденций, решившие вывести какую-либо его часть на интернет-площадку. Несомненно, такие предприниматели, знающие рынок и потребности покупателей, могут без проблем построить дополнительные проекты, чтобы в правильном направлении развивать online-торговлю. К этой категории можно отнести крупные супермаркеты, брендовые магазины одежды и бытовой электроники, рестораны и даже небольшие домашние кафе с доставкой и т. д.

Стоит отметить, что в мировой практике за последние годы значительно вырос объем покупок через интернет. Например, в России уже более 30% работоспособного населения регулярно делает заказы в интернет-магазинах. Количество онлайн-покупателей за последние три года выросло в 2,5 раза. Происходит этот рост по большей части за счет молодежи, которая входит в число наиболее активных пользователей. К самым популярным категориям товаров, покупаемых через интернет, относят бытовую технику и электронику (более 40%), одежду и обувь (15%), автозапчасти и товары для дома (по 10 %). В Узбекистане большие перспективы также заложены в сфере туризма и обслуживания, доставке фаст-фуда на дом, организации торжественных мероприятий, покупке абонементов в фитнес-клубы и т. д.

Основными элементами инфраструктуры системы электронной коммерции являются: специальное программное обеспечение, система управления базами данных и приложениями, телекоммуникация и связь, юридическое, правовое обеспечение, виртуальная банковская система и специальные платежные системы, автоматизированное складское хозяйство, система доставки товаров и оказания услуг, служба маркетинга.

Под специальным ПО имеется в виду комплекс, обеспечивающий работу электронного магазина. В него входят веб-сайт с динамическим контентом, где покупатели могут найти, оценить и купить товар, и торговая часть системы, которая в автоматическом режиме распределяет купленные товары и отдает сформированные указания на склад.

Базы данных и система управления нужны для хранения каталога товаров, который представляет собой сложную и многоуровневую структуру данных. Каталог вместе с поисковой системой сайта производит упорядочивание товаров. Такую систему можно представить в виде дерева, верхний уровень которого состоит из списка разделов. Разделы могут содержать подразделы или ссылки на конкретный товар и т. д.

Телекоммуникации обычно представляют собой достаточно мощный выделенный интернет-канал, необходимый для функционирования веб-сайта, приемов заказов в режиме оnline, поддержки клиентов через Skype и другие мессенджеры.

Юридическая и правовая основа ведения бизнеса в интернете должна, во-первых, базироваться на использовании юридических норм и правил, действующих в Узбекистане, и в первую очередь опираться на Закон «Об электронной коммерции», который, кстати, совсем недавно был принят в новой редакции, предусматривающей ряд удобств и нововведений для предпринимателей. Например, в соответствии с законом электронные документы, а также информация, зафиксированная в электронной форме, позволяющая идентифицировать ее отправителя, в электронной коммерции приравниваются к документам на бумажном носителе, подписанным собственноручно, и могут быть использованы в качестве доказательства совершения сделок. Это значит, что отныне необязательно наличие электронной подписи, доказательством совершения покупки могут быть SMS, специальные уведомления на сайтах магазинов и т. д.

Виртуальная банковская система и платежные инструменты – одни из важных атрибутов электронной коммерции. Сегодня в Узбекистане можно без особого труда подключиться к системе Uzcard, позволяющей при помощи специального виртуального терминала осуществлять торговлю посредством специального ПО для смартфонов и компьютеров. Одним из набирающих популярность приложений является одноименная программа Uzcard, работающая на платформах iOS и Android. Предприниматели могут зарегистрироваться в приложении через обслуживающий их банк. Существует также и веб-версия приложения для ПК. Также одной из популярнейших систем онлайн-оплаты является CLICK, посредством которой можно оплачивать не только товары, но и услуги.

Естественно, для осуществления торговли в сети интернет необходим склад с соответствующей инфраструктурой и системой доставки товаров, как было сказано ранее, начинающие предприниматели могут вполне приспособить под склад свободную комнату в доме. Еще одним важным элементом онлайн-магазина является служба доставки. Крупный электронный бизнес может пользоваться своими собственными службами, если таковые имеются. В противном случае для оказания услуг вполне приемлемо нанимать курьерскую компанию по аутсорсингу. Начинающие же бизнесмены на заре своей деятельности могут осуществлять доставку самостоятельно либо по почте.

Также для оптимизации бизнес-процессов желательно установить и наладить работу системы Service Desk, которая поможет быстро реагировать на инциденты и устранять неполадки в работе систем. К тому же Service Desk позволяет эффективно решать проблемы и жалобы поступающие от клиентов. Следует запомнить тот факт, что с увеличением продаж и расширением спектра оказываемых услуг, конечно же, возрастает количество жалоб со стороны клиентов, поскольку никакие новые сервисы не могут быть на 100% идеальными и даже сами потребители могут стать отличными помощниками для выявления негативных моментов. Именно поэтому грамотно организованная система обслуживания клиентов, в которую также входит call-центр, чрезвычайно необходима для ведения e-бизнеса.

Если говорить о безопасности торговых операций в сети интернет, следует отметить, что предлагаемый Uzcard способ оплаты при помощи мобильного приложения является полностью безопасным, так как вся информация о пользователе, введенная в приложение, хранится и передается по каналам связи в зашифрованном виде.

Электронная коммерция в Узбекистане, несомненно, имеет большие перспективы. Ежедневно растет число пользователей интернета, развивается и совершенствуется национальная платежная система Uzcard, появляется все больше отечественных поставщиков товаров народного потребления.

Сейчас в узбекском сегменте глобальной сети держателям карточек Uzcard уже доступна не только возможность оплаты за сотовую связь и доступ в интернет. Свои виртуальные двери открыли многие онлайн-магазины и поставщики услуг, среди которых Esavdo.uz, Uzbekmarket.uz, Ercatoy.com, Carnaval.uz, Vulkantrade.uz, Dekos.uz, Prazdnik.uz, предлагающие продукты питания, одежду, технику, парфюмерию, хозтовары и даже мебель.

К тому же, опираясь на мировой опыт ведения электронного бизнеса, становится ясно, что создать магазин или продавать услуги в сети интернет сейчас вполне реально уже не только для опытных, но и для начинающих предпринимателей.