IT-системы Uzbekistan Airways: акцент на повышение качества обслуживания пассажиров

Первое, что видят гости, прибывшие в нашу страну, – здание аэропорта. Имидж государства, при­нимающего гостей, зависит, в том числе, и от качества услуг, предоставляемых в аэропорту, наличия в нем продуманной инфраструктуры, которая делает полеты комфортными и безопасными.

Сейчас границы стано­вятся все более и более открытыми, а заграничный туризм – массовым явле­нием. Заметное увеличе­ние пассажиропотока, тем временем, диктует новые требования к организации работы как аэропортов, так и авиакомпаний.

Во многих международ­ных аэропортах современ­ного мира применяются IT-системы, оптимизирующие процесс управления аэропортом и оказания услуг пассажирам. Большинство из них уже стали стандартами в обслужива­нии, и в настоящее время они активно внедряются и в Узбекистане. Об этом ICTNEWS рассказал на­чальник отдела коорди­нации развития IT Наци­ональной авиакомпании «Узбекистон хаво йуллари» Бахтиёр Худайбердиев.

 – Все мы прекрасно зна­ем, что каждая современ­ная авиакомпания посто­янно старается повышать уровень обслуживания пассажиров. Чтобы делать это на высоком уровне, она должна заботиться не только об обновлении парка самолетов, но и сфокусироваться на исполь­зовании передовых инфор­мационных технологий. IT-технологии в авиации призваны упростить рабо­ту сотрудников авиакомпа­ний и аэропортов, опти­мизировать обслуживание, делая его качественным и, что немаловажно, менее затратным, – отметил Бахтиёр Худайбердиев.

Ни для кого не секрет, что технология самостоятельной регистрации и покупки электронного билета в международных авиакомпаниях становится простым и приятным де­лом. Процесс работы этой системы несложен: решив отправиться в отпуск или командировку, человек может зайти на сайт авиакомпании, выбрать там необходимую ему дату, забронировать билет и оплатить его. Развитие системы онлайн-брониро­вания и покупки электрон­ных билетов включено в постановление Президента Республики Узбекистан от 1 августа 2016 года №ПП–2569 «О мерах по дальнейшему внедре­нию информационно-ком­муникационных техноло­гий в реальном секторе экономики на 2016 – 2018 годы». Это позволит к 2018 году реализовывать авиабилеты на рейсы Национальной авиакомпании через такие популярные международные платеж­ные системы, как Visa, MasterCard, и другие. В настоящий период он­лайн-услуги, связанные с авиабилетами, уже осу­ществляются на междуна­родные направления через национальную платежную систему Uzkard. А в самое ближайшее время к ком­плексу онлайн-сервисов на веб-сайте авиакомпании добавится возможность предварительного выбора посадочных мест на борту воздушного судна, – поде­лился Бахтиёр Худайбер­диев.

После модернизации проекта онлайн-брониро­вания и онлайн-покупки авиабилетов специалисты Uzbekistan Airways плани­руют запустить мобильное приложение, в котором также можно будет исполь­зовать вышеназванный сервис. То есть пользователи мобильного приложения от UzAirways будут иметь возмож­ность забронировать или купить авиабилет, выбрать себе место в салоне самолета и распечатать на принтере маршрутную кви­танцию. Пассажиры, безусловно, будут рады таким удобствам, ведь с внедрением этой техно­логии им больше не придется стоять в очередях. К тому же ни­кто не станет отрицать преиму­щества электронного авиабиле­та, который хорош хотя бы тем, что его физически невозможно потерять.

Впрочем, такие билеты вы­годны и для авиакомпаний, так как они позволяют значительно сэкономить на изготовлении его бумажной версии. Также систе­ма регистрации через интернет даст возможность сократить пе­регруженность аэропортов. Да и не стоит забывать, что это также облегчит прохождение пассажирами формальных процедур в аэропорту, лишний раз избавит от очередей, особенно сейчас, когда наблюдается тенденция к увеличению пассажиропотока.

Помимо использования меж­дународных информационных систем в области инженерно-технической, аэронавигацион­ной и коммерческой деятельно­сти авиакомпании были также успешно внедрены проекты, ре­ализуемые в рамках националь­ных программ развития сферы ИКТ. Если раньше сотрудникам авиакомпаний приходилось вносить несколько раз одни и те же данные для выполнения раз­личных задач, то сегодняшний хай-тек позволяет объединить многие системы. Ряд информа­ционных систем, направленных как на автоматизацию произ­водственных процессов, так и на информатизацию управлен­ческих задач, были внедрены согласно постановлению Президента Республики Узбекистан от 3 апреля 2014 года №ПП–2158 «О мерах по даль­нейшему внедрению инфор­мационно-коммуникационных технологий в реальном секторе экономики». Авиакомпания реализовала шесть проектов, первыми из которых были «Кадровый учет и управление трудовыми ресурсами» и «Про­граммное обеспечение по опе­ративному контролю депозита авиакасс». Далее также успешно были запущены проекты «Раз­работка и внедрение информа­ционной системы по учету и подготовке отчетных данных по наличию и движению горюче-смазочных материалов», «Внедрение программы элек­тронного планирования летной деятельности», «Внедрение программного обеспечения для предоставления информации о статусе розыска багажа в режиме онлайн» и «Система онлайн-бронирования и он­лайн-продажи авиабилетов».

По словам представителей «Узбекистон хаво йуллари», в авиакомпании активно развивается сотрудничество с между­народной организацией SITA, предоставляющей многим авиа­компаниям мира услуги по телекоммуникационным продуктам и информационные решения в области коммерческой произ­водственной деятельности. Сотрудничество с SITA в про­шлом году привело к суще­ственному расширению и модификации программных продуктов для организации процедуры регистрации пассажиров на авиарейсах нашей авиакомпании.

Например, в международ­ных аэропортах Ташкента и Самарканда была имплементирована принципиально новая информационная платформа для регистрации пассажиров. Новая платформа позволяет использовать один терминал для работы с несколькими системами регистрации разных авиакомпаний, что значительно улучшает условия обслужива­ния и комфорта пассажиров в терминалах вылета.

– В начале 2017 года за­вершились работы по проекту модернизации информационной системы электронной библио­теки нормативных документов Национальной авиакомпании. В активную фазу перешел проект разработки уникальной автоматизированной системы учета рисков. В ближайшей перспек­тиве – модернизация системы корпоративного электронного документооборота, развитие системы онлайн-услуг, внедре­ние корпоративной системы класса Help Desk.

Также с вводом в эксплуа­тацию самолетов нового типа Boeing-787 «Dreamliner» в 2016 году и увеличением парка воздушных судов к 2019 году до шести бортов в НАК «Узбекистон хаво йуллари» будет организован соответствующий комплекс IT-решений в области линейного технического обслуживания данного типа воздушного судна. В планах Национальной авиакомпании и комплексное развитие проек­тов в сфере ИКТ. В ближайшие годы мы намерены продолжать внедрять новые информаци­онные системы в зависимости от потребностей и развивать текущие, – заключил Бахтиёр Худайбердиев.

768768678

Отрасль авиаперевозок изначально является высоко­технологичной и развивается в соответствии с общемировыми стандартами и требованиями, но все же отрадно, что повышение качества работы с клиентами стало для отрасли почти такой же стратегической целью, как и обеспечение безопасности полетов.