Электронная коммерция: советы профессионала

Развитие электронной коммерции предоставляет все больше возможностей как для потребителей, так и для бизнесменов. Но в разных уголках земного шара этот процесс имеет свои характерные черты. Где-то онлайн-покупки уже давно стали обычным делом, а в других регионах только начинают функционировать электронные платежные системы. Как же работает индустрия онлайн-покупок в Узбекистане и какие особенности ей присущи? Генеральный директор Olx.uz Вячеслав Кан рассказал о тенденциях развития электронной коммерции, а также о наиболее перспективных решениях в этой сфере.

– Что вы думаете о внедрении электронной коммерции в Узбекистане?

– Это процесс вполне логичный и ожидаемый, учитывая мировые тенденции и внимание к этой области со стороны государства. До недавнего времени тормозом к развитию электронной коммерции было отсутствие электронных платежей, но сейчас в Узбекистане уже успешно работают разные платежные системы, позволяющие проводить онлайн-оплату прямо со своего счета. Благодаря этому начали появляться интернет-магазины, и, хотя их пока еще не так много, но начало положено. В дальнейшем их количество наверняка будет расти.

– Каковы тенденции этого развития, плюсы и минусы?

– Количество и рост интернет-магазинов и других проектов электронной коммерции зависят, на мой взгляд, от нескольких основных факторов: наличия хорошей инфраструктуры, роста пользователей денежных карт, их компьютерной грамотности и готовности совершать онлайн-оплату. Инфраструктура уже есть и продолжает совершенствоваться. Пользователей пластиковых карт становится все больше, но с их готовностью к онлайн-оплатам нужно еще работать. Здесь очень важна работа «первопроходцев» – чем больше и активнее будут работать первые интернет-магазины и другие сервисы электронной коммерции, тем быстрее будут появляться новые клиенты.

– Большая часть населения предпочитает пользоваться традиционными инструментами коммерции, нежели новыми технологиями. С чем это связано, как изменить ситуацию?

– Сложность в приобщении к электронной коммерции в том, что для совершения онлайн-покупки нужен большой уровень доверия. Ведь ты не видишь товар, не можешь его «пощупать», оценить и получить сразу. Стимулом к совершению таких сделок могут быть разница в цене, дополнительный сервис, бесплатная доставка и многое другое.  Также, на мой взгляд, нужно больше ориентироваться на молодое поколение, которое быстрее приобщается к инновациям и больше интересуется онлайн-покупками.

– Какие инструменты электронной коммерции успешнее всего  можно применить в Узбекистане?

– Мне кажется, что помимо самого интернета у нас может быть актуальным использование телефонов, причем, как голосовое общение и заказ, так и мессенджеры, например, Телеграмм. Уже сейчас есть много разных ботов и сервисов, позволяющих заказать еду или поиск товаров, например, @samuraisushibot (доставка суши) или @OxyMedbot (поиск лекарств).

Маркетинг – отдельная серьезная тема.  Здесь требуется исходить из того, что именно нужно продвигать, какая целевая аудитория и так далее. К примеру, те же интернет-магазины, у которых в зависимости от товара и аудитории сильно различается стратегия маркетинга. Некоторые ориентируются на опыт успешных зарубежных проектов.  Но то, что применимо за рубежом, в Узбекистане может и не пойти. У нас свои особенности, и IT-рынок уже начинает выходить на мировой уровень развития, людям нужно скорее не предлагать купить товар или услугу онлайн, а учить их делать это. Стоит также рассказывать об успешных кейсах, в рекламе делать упор на обучении и так далее. Причем, скорее всего, придется применять больше не рекламу в интернете, а оффлайн – там, где находятся потенциальные клиенты. В этом серьезное отличие.

– Чего, на ваш взгляд, не хватает коммерческим проектам, использующим инновации?

– Многие думают, что для успеха достаточно только иметь хорошую инновационную идею. На самом деле любая идея может остаться невостребованной, если о ней никто не узнает. Очень важно иметь хороший бюджет на маркетинг и развитие проекта.

– Многие наслышаны о проекте Torg.uz, который впоследствии превратился в OLX. В чем причины и каковы результаты такого ребрендинга?

– В свое время мы много писали и говорили о том, почему Torg.uz стал OLX. Быть частью большого мирового бренда, иметь доступ к мировым технологиям и опыту – большой плюс для любого проекта.

– Что бы вы посоветовали тем, кто хочет заняться электронной коммерцией?

– Наверное, можно пожелать, прежде всего, не тянуть. Чем раньше начнете внедряться в систему электронной коммерции, тем быстрее можно занять эту нишу.  В то же время, нужно быть готовым к долгой и упорной работе, нужно терпение и старание, чтобы обучать пользователей, приобщать их к онлайн-платежам и интернет-покупкам.