Мошенники не пройдут. Как ИТ помогает страховым компаниям Узбекистана

Рынок страхования — это большие деньги и любая ошибка может стоить дорого. Поэтому мошенники используют любую лазейку, чтобы обмануть страховые компании и получить необоснованную выплату. Традиционные методы проверки контрагентов теряют свою эффективность, ведь мошеннические схемы становятся все более запутанными и неочевидными. А из-за большого объема информации человеку вручную сопоставить все данные и найти подозрительные случаю практически невозможно.

Это понимают и на государственному уровне. В прошлом году, 23 октября 2021 года, президент Узбекистана подписал документ о цифровизации страхового рынка. Это постановление направлено на развитие сферы страхования и её цифровизацию.

Вместе Николаем Васильевым, менеджером продукта для автострахования в ИТ-компании IBA Group, рассмотрим, с какими проблемами сталкиваются страховщики и как с ними справиться.

Рынок страхования Узбекистана растет

Рынок страхования в Узбекистане растет. Согласно данным Министерства финансов, по итогам третьего квартала 2021 года сектор страхования Узбекистана получил премий свыше 2 600 млрд. сумов, это на 66% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Также после второго квартала 2021 увеличился и объем страховых выплат — до 800 млрд. сумов, что на 63% больше по сравнению с показателем 2020 года.

Распространенные проблемы страховых компаний в СНГ: отсутствие автоматизации, единых баз данных и оперативной информации

Если посмотреть в разрезе одной компании, то за месяц только “Узбекинвест” выплатил страхователям больше 4,4 млрд. сум. Причем больше 50% выплат, или 2,3 млрд сум, пришлось на страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСГОВТС). Размер страховой суммы по данному виду страхования — 40 млн сум. Получаем, что только за один месяц компания удовлетворила почти 60 запросов на выплаты. Сколько выплат ушло мошенникам?

Поговорив с представителями страховым компаний в СНГ, мы нашли четыре основных проблемы, с которыми сталкивается бизнес:

  1. Отсутствие автоматизации для проверки сведений и нахождения подозрительных совпадений.
  2. Отсутствие общей базы данных по договорам и выплатным делам;
  3. Отсутствие единого «черного списка» страхователей;
  4. Сложность с подготовкой актуальной и оперативной аналитики.

 

Аналитика и визуализация связей помогут страховым компаниям улучшить свои процессы

Рассмотрим, как автоматизировать выявление подозрительных случаев, извлекать больше информации по каждому кейсу и получать оперативную аналитику.

  1. Визуализация связи и нахождение подозрительных случаев. Страховые компании работают с большим количеством информации. Сравнивать все данные в каждом страховом случае невозможно — долго, трудоемко, неэффективно. Легко что-то просмотреть. Решает эту проблему визуализация связей. Например, ИТ-инструмент VAS помогает наглядно представить связи между страхователями, ДТП, страховыми компаниями и другими объектами. На таких схема сразу подставные ДТП или двойные выплаты.
Пример визуализации связей
Пример визуализации связей

2. Объединение баз данных. Это модель сотрудничества, при которой данные нескольких компаний объединяются в одну базу. При таком подходе страховые получают информацию, которую по отдельности не видят.

Например, рассмотрим кейс с двойной выплатой по ДТП. Автомобиль 1 попадает в аварию и подается на выплату в две страховые, с которыми у него заключены договоры. Ни одна страховая не знает про договор с другой компанией, поэтому каждая выплачивает компенсацию. Если бы они объединили свои базы данных в едином решение, картина была бы другая. Каждая компания видела бы, что у страхователя заключено два договора и не выплатила бы ничего.

3. Аналитика. Сегодня инструменты аналитики могут быстро представить оперативные данные и наглядно представить их в виде графиков, диаграмм или др. элементов. Например, компании могут анализировать в статике и динамике такие показатели как общая сумма страховых взносов за год или месяц, изменение в % по отношению к предыдущему году/месяцу, детализация информации по агентам. Аналитические решения показывают детальную информацию по каждому страховому случаю, что позволяет подробно его изучить.

ИТ — новая реальность для страховых компаний

Страхование — консервативная отрасль по сравнению, например, с банками. Компании предпочитают проверенные решений. Тем не менее, рынок требует изменений. Сегодня традиционные методы уже неэффективны: они требуют много времени и сил, а решения нужно принимать быстро. Именно поэтому технологии становятся актуальны. Они быстро обрабатывают информацию, не устают и не делают ошибок.

ИТ-решения помогают усовершенствовать бизнес-процессы страховых компаний и быть на шаг впереди конкурентов и мошенников. Поэтому страховым компаниям Узбекистана стоит изучать возможности применения таких ИТ-решений.