Правовая роль информации в процессе оказания государственных услуг

Сегодня реалии ускоренного развития ИКТ и внедрения в деятельность госорганов требуют коренного переосмысления роли информации при оказании электронных государственных услуг. Отсюда возникает необходимость изучения роли информации в процессе оказания государственных услуг в различных формах, а также выработки предложений по упрощению порядка обмена данными и исключения требования определенных видов информации от пользователей государственных услуг.

Суть большого количества государственных услуг – обмен информацией, который предоставляется заявителем для изучения. Затем данные вносятся в государственные информационные системы и выдается готовый результат – также набор различных видов данных. Например, лицензия – это информация о том, что конкретное юридическое лицо было внесено в Государственный реестр лицензий по определенному виду деятельности, и информация о том, что данное лицо имеет
право заниматься соответствующим видом деятельности. Кроме этого, лицензия в форме бумажного документа содержит и другую информацию для облегчения
идентификации лицензиата.

Основная проблема этого вопроса состоит в том, что зачастую и заявители на
получение государственных услуг, и государственные служащие, которые принима-
ют заявителей и обрабатывают запросы на получение государственной услуги, не
понимают, для чего запрашиваются те или иные документы. Обе категории лиц
исполняют принятые в соответствующем законодательстве нормы поведения.

Однако сегодняшние реалии ускоренного развития ИКТ и внедрения в деятельность государственных органов специализированных баз данных, реестров и государственных информационных систем требуют коренного переосмысления роли
информации при оказании электронных государственных услуг.

Также необходимо пересмотреть перечень информации, который необходимо
запрашивать у заявителей для оказания государственных услуг, вне зависимости от
формы их оказания.

(нажмите для увеличения)

Во всех государственных услугах информация играет ключевую роль для быстрого и качественного оказания.

Государственный орган или должностное лицо обязаны при получении и рассмотрении заявления на оказание государственной услуги учитывать несколько вещей:

• присутствует ли запрос на получение конкретной государственной услуги;

• имеет ли право лицо на получение услуги (например, достигло ли лицо пенсионного возраста для оформления пенсии или отвечает ли лицо требованиям законодательства для подачи документов на поступление в вуз);

• информация, которая достоверно подтверждает личность получателя услуги или его полномочия для подачи заявления на получение услуги от имени третьего лица;

• выясняемая информация при подаваемых документах должна быть воспроизведена во внутренних документах органа, предоставляющего услугу. Это делается, например, для ведения Государственного реестра оказанных услуг, для целей статистики, для фиксации юридического факта, который является основанием для оформления и выдачи правоустанавливающего документа;

• присутствуют ли в представленной информации сведения, которые являются основанием для отказа в оказании услуги в соответствии с законодательством о порядке оказания этой услуги.

Все это относится к так называемой «входящей» информации. При этом не имеет значения, в какой форме запрашиваются услуги – традиционной или электронной, так как для любой формы оказания услуги есть четко установленный перечень информации, который запрашивается у заявителя для качественного оказания государственной услуги.

(нажмите для увеличения)

Принимая во внимание активные действия, направленные на формирование системы электронного правительства в Узбекистане, предоставление гражданам качественных и удобных государственных услуг в электронной форме, роль информации значительно возрастает. Это связано с тем, что для оказания даже самой простой государственной услуги зачастую необходимо обеспечить автоматический обмен информацией между двумя и более государственными информационными системами. Также необходимо обеспечение внесения результата услуги в соответствующие реестры и базы данных. В
связи с этим возрастает правовая роль информации, находящейся в государственных информационных системах и базах данных, которые фиксируют юридический
факт оказания услуги (различные государственные реестры лицензий, разрешений
и т. п.), отказы в оказании услуги и другие сведения, а также задействованы в процессе оказания государственных услуг.

(нажмите для увеличения)

Перед Министерством по развитию ИТ и коммуникаций и другими министерствами и ведомствами ставятся задачи по совершенствованию системы «Электронное правительство», создается множество государственных информационных систем,
баз данных, которые призваны автоматизировать процесс обмена юридически значимой информацией между государственными органами и иными организациями, задействованными в оказании государственных услуг. Однако, разумнее начать с самого элементарного, с необходимости автоматического получения информации, которая касается большинства граждан в ежедневной жизни. До сих пор во многих случаях гражданам приходится приносить какие-то справки, заверенные копии правоустанавливающих документов, которые государственные органы могли бы получать через систему межведомственного электронного взаимодействия.

К таким случаям можно отнести:

— необходимость предоставления нотариально заверенной копии свидетельства о рождении ребенка при подаче документов на получение выездного стикера для несовершеннолетнего ребенка. Этот документ в официальном списке не значится, и требуется предоставление свидетельства о рождении, но фактически при получении услуги работники ОВВИГ требуют именно нотариально заверенную копию свидетельства о рождении. Нотариальное заверение, как известно, не только занимает много времени (очереди в нотариальных конторах), но и бьет по карману (оплата пошлины, транспортные расходы). Альтернативой этому документу является установление электронного взаимодействия между ОВВИГ и базой данных
Министерства юстиции Республики Узбекистан (которая, в свою очередь, связана
с базами данных физических лиц и ГЦП), где хранится информация о рождении
ребенка;

— необходимость ведения бумажной трудовой книжки, которая является пережитком советской системы управления кадрами. Сегодня существуют сотни профессий,
которые не требуют постоянного нахождения на одном месте, многие профессии
стали мобильными и одно лицо может заниматься разными вопросами, оказывая
услуги разным организациям. Поэтому отпадает необходимость фиксации «основного» места работы, так как это не влечет за собой правовых последствий. При осуществлении трудовой деятельности по совместительству налоговый агент, которым
является работодатель, удерживает все необходимые налоги и иные обязательные платежи с доходов физического лица. Более того, трудовая книжка на сегодняшний день не является подтверждающим документом при оформлении пенсии: требуется предоставление многих справок не только о прошлых местах работы, но и полученных доходах. В Пенсионном фонде трудовая книжка не является подтверждающим документом. Чаще всего работники Пенсионного фонда выезжают в последние места работы пенсионера, где проводят проверку документов. При этом вся информация о начисленных доходах физического лица с указанием периодов деятельности, начисленных доходов, уплаченных налогов и иных обязательных платежей уже содержится в государственных информационных системах (ГНК, Пенсионный фонд, Народный банк). Сегодня необходимо лишь обеспечить синхронизацию и иметь возможность обмениваться этими данными между заинтересованными государственными органами, и это приведет к упрощению ведения бумажных трудовых книжек.

Для проектирования и внедрения качественных и удобных электронных
государственных услуг высокой степени зрелости требуется автоматизировать
процесс обмена информацией между государственными информационными системами, базами данных и реестрами после получения запроса от заявителя. Только автоматизация процесса обмена информацией позволит максимально ускорить и упростить процедуру оказания государственной услуги.

В целях создания автоматизированной системы обмена информацией между различными информационными системами, базами данных и реестрами необходимо принятие единых принципов обмена информацией в государственных
информационных системах. Эти принципы должны отражать основные требования
к взаимодействию между различными информационными системами, в частности, предусмотреть среди прочего такой важный принцип, как «принцип доверия».
Он означает, что один государственный орган должен доверять и принимать как
данность информацию, полученную из другой информационной системы, не
требуя подтверждения достоверности, за исключением случаев, когда имеются неопровержимые доказательства искаженности или неверности информации.

По своей сути любой правоустанавливающий документ является некоей записью в государственных реестрах (базах данных, информационных системах). Например, любая лицензия на сегодняшний день, до оформления на бланке строгой отчетности, регистрируется в соответствующем бумажном реестре лицензий. Именно запись в реестре является основанием для выдачи лицензии и ее подтверждения. В случае потери лицензии ее будут восстаавливать по записи из реестра лицензий.

Изучение только нескольких положений о лицензировании отдельных видов деятельности и положений о выдаче разрешительных документов позволяет
сделать вывод, что в разных нормативноправовых актах содержатся различные
требования к ведению реестра. Для целей полной автоматизации обмена информацей между государственными реестрами предлагается унифицировать все государственные реестры, которые содержат в себе информацию о выдаваемых правоустанавливающих документах. При этом предлагается унифицировать их таким образом, чтобы учесть общие для всех государственных услуг виды информации, вносимой в реестры, а также специальные виды информации, которые присущи той или иной государственной услуге.

Другим важным вопросом является обеспечение свободного доступа ко всем государственным реестрам через публикации в интернете. Несмотря на то, что
публикация реестров на официальных веб-сайтах является требованием статьи 13 Закона Республики Узбекистан «О разрешительных процедурах в сфере предпринимательской деятельности», не всеми государственными органами это требование выполняется.

В частности, реестр выданных разрешений на ввоз и производство новых
специально вводимых биологически активных веществ на сайте Минздрава
называется «Список БАД», хотя в положении предусмотрено, что данный перечень
должен называться Реестром. Поэтому предлагаем обеспечить единое понимание того, что все государственные реестры являются объектами открытой информации, и регулярно публиковать и постоянно обновлять их на официальных интернет-ресурсах всеми государственными органами, а также размещать и обновлять реестры в формате открытых данных на портале data.gov.uz.

Илхом Хамидов, специалист по правовым вопросам проекта ПРООН «Продвижение э-Правительства для улучшения качества предоставления государственных услуг»