Дистанционные технологии в обучении иностранному языку

В современном мире с широким распространением глобализации и масштабным использованием средств массовой коммуникации происходят активные процессы информатизации образования, исследования и разработки современных ИКТ, новейших форм и способов образовательной деятельности, и особенно дистанционных.

За последние годы появилась весьма острая потребность в создании и использова­нии внушительных инновационных инстру­ментов распространения в области образо­вания, и особенно в изучении иностранных языков. Решение этой проблемы многие ученые, педагоги видят в массовом распро­странении услуг дистанционного обучения – самой удобной и реальной в современных условиях повсеместной информатизации формы получения знаний, формирования и развития языковых умений и навыков.

Принцип индивидуализации, кото­рый всегда доминировал в мет одике преподавания иностранного языка, но вызывал некоторые осложнения в при ­менении на практик е, сегодня благо­даря возможностям компьютеризации можно воплотить в жизнь в по лной мере. Компьютерная программа мо жет свободно учитывать личностные пара­метры пользователя: различный темп освоения материала, разноуровневую языковую компетенцию, специфику восприятия информации.

При составлении модели профессио­нально-ориентированного курса, нацелен­ного на языковую подготовку учащихся в системе дистанционного обучения, необ­ходимо учитывать разные средства и спо­собы индивидуализации самостоятельной работы студентов: режим самостоятельной работы, мультимедийные средства воз­действия на разные разделы восприятия информации, наглядные вспомогательные средства визуализации языковых явлений.

Дистанционное обучение – это форма образовательного процесса, при котором взаимодействие преподавателя с учеником происходит на расстоянии при помощи различных видов опосредованных коммуникаций, т. е. двустороннего
обмена информацией в виде текстов, аудио- или видеозаписей, таблиц, картинок и т. д.

Дистанционное обучение представ­ляет собой индивидуальную работу «удаленных» учащихся в виртуальной языковой среде конкретного обучаю­щего электронного ресурса, который позволяет пользователю самому строить и организовывать учебную деятель­ность «под себя». Упражнения, задания и различные инструкции, наблюдаемые на экране, помогают осмыслить цель пред­стоящей работы и хорошо подготовиться к ней в первую очередь психологически. Заданная программа ведет обучаемо­го по определенной системе заданий в «ступенчатом» направлении, ставя после каждого успешно выполненного задания следующее. В том случае, если пользователь затрудняется преодолеть определенный этап, ему автоматически предоставляется оперативная, необходи­мая в этот момент содержательно зна­чимая вариативная помощь. Он может найти учебный текст, если ему трудно возобновить в памяти его содержание, прослушать аудиозапись части текста или воспользоваться наталкивающей подсказкой. Программа всегда осущест­вляет обратную связь с пользователем ресурса, сообщая о каждом правильном и неправильном ответе. Выполняя зада­ния, учащийся получает информацию о результате проделанной работы, и стоит отметить, что на монитор выводится только верный ответ во избежание не­вольного запоминания ошибки.

Ввиду специально разработанного программного обеспечения электронного ресурса, который включает автоматизи­рованную систему тестовых, тренинго­вых и итоговых контрольных заданий и упражнений, встроенные каналы обратной связи между учащимся и сетевым препо­давателем, учебный процесс реализуется как в форме самостоятельной учебно-по­знавательной деятельности учащихся, так и в виде диалогового информационного общения с сетевым преподавателем, кон­сультирующим его по возникшим вопро­сам.

Однако стоит заметить, так как про­граммное обеспечение мультимедийного ресурса ориентировано на самостоя­тельную работу «удаленных» учащихся в «режиме обучения», весь прогноз выпол­нения текстовых заданий и упражнений, а также интерактивное письменное задание репродуктивно-продуктивного характера поступают на электронную почту сетевого преподавателя для дальнейшей коррекции и комментирования.

Потенциал воплощения принципа обеспечения взаимодействия «удален­ного» ученика с сетевым преподава­телем-консультантом бесспорно пред­ставляется одним из главных плюсов применения ИКТ в дистанционной форме обучения, потому что он позво­ляет полностью придерживаться интерактивности. Виртуальная консультация – одна из форм организации учебного процесса при дистанционном управле­нии – представляется в форме диалога сетевого преподавателя-консультанта с «удаленными» пользователями ресурса, в ходе которого преподаватель консуль­тирует учащихся, оказывая им помощь в самостоятельном освоении материала.

Реализация виртуальных занятий такого типа возможна только благода­ря использованию различных средств интернет-общения или встроенного в виртуальную языковую среду обучающего ресурса специально предназначенно­го программного обеспечения, которые способны осуществить педагогическое взаимодействие учащегося с сетевым преподавателем-консультантом и другими участниками online-группы. В соответствии с принципом учета всех возможных видов, условий и форм обучения организацион­ная структура модели мультимедийного курса для дистанционного обучения ино­странному языку предполагает планирова­ние, организацию и проведение в рамках созданной виртуальной обучающей среды учебного процесса.

Своеобразие организации учебного процесса по этой модели представляет собой полную удаленность на основе вир­туальной лингвосреды профессионально- ориентированного обучающего ресурса, а также при связи всех участников учебного процесса с сетевым преподавателем-кон­сультантом в режиме оффлайн или онлайн.

В наше время вопросы изучения ино­странного языка в системе дистанционного обучения приобретают особую востребо­ванность. Одной из приоритетных задач становится организация дистанционного обучения метаязыку лингвистики и увеличе­ние доли самостоятельной работы на всех этапах. Эти проблемные зоны могут быть ликвидированы на основе применения в учебном процессе специально созданных и теоретически обоснованных моделей обучения иностранному языку. В их основе должен иметься электронный контент, раз­работанный на основе коммуникативно-де­ятельностного подхода с учетом принципов моделирования и реализации электронных дидактических материалов. Таким обра­зом, профессионально-ориентированный электронный мультимедийный курс, реали­зуемый при дистанционном обучении языку, приобретет наибольшую эффективность относительно способа развития языковых и речевых навыков учащихся, обязательных для процесса коммуникации в учебно-про­фессиональной сфере общения, благотворно влияя на результативность учебного процес­са и качество образования.