Государственный налоговый комитет нередко занимает высокие места в рейтинге эффективности внедрения и развития информационных технологий. Так например, во втором квартале 2016 года ГНК удалось занять в нем третье место, поскольку налоговые органы добились больших успехов в предоставлении интерактивных услуг. Итак, что же нового у налоговой в этом плане?
В органах государственной налоговой службы на сегодняшний день действует комплекс информационных систем «Солиқ», объединяющий в себе порядка 30 информационных систем и обеспечивающий электронный обмен налоговой информацией, ее обработку и хранение, а также повышающий эффективность налогового администрирования.
Для дальнейшей интеграции комплекса информационных систем «Солик» для предоставления интерактивных услуг в сфере налогообложения проведены работы по созданию портала my.soliq.uz «Электронные налоговые услуги».
За относительно короткий период были решены задачи по созданию специально выделенной инфраструктуры на базе центра обработки данных Государственного налогового комитета, баз данных и интерфейсов прикладного программирования для их наполнения. Создана информационная система для администрирования и вертикального мониторинга качественных и количественных показателей предоставления электронных услуг, формирования статистики о количестве пользователей и обращений к услугам, включающая более 70 информационных подсистем.
Портал интерактивных услуг
Портал my.soliq.uz создан с учетом требований, предъявляемых к электронным государственным услугам Законом Республики Узбекистан «Об электронном правительстве», и предоставляет возможность пользования электронными государственными услугами налоговых органов в единой точке доступа.
В соответствии с требованиями Закона предоставляемые на портале электронные государственные услуги (31 вид) разделены на интерактивные (18 видов) и информационные (13 видов). Пользователям предоставляется возможность отыскать нужную услугу по направлению: получение информации, отправка отчета или обращения, расчет и уплата налога, получение справки. Отдельно сгруппированы услуги для физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. В особую группу выделены услуги, оказываемые в тестовом режиме.
Введены единые для всех услуг типовые требования к интерфейсу, предусматривающие информирование пользователей о порядке пользования услугой. Для этого в рамках услуги размещены краткое описание услуги и инструкция пользователя.
На странице каждой услуги располагаются контактные данные сотрудников налоговых органов, ответственных за ее предоставление, что дает пользователям возможность при необходимости проконсультироваться со специалистом по телефону или узнать о ходе исполнения заявки. Для реализации этой функции и осуществления вертикального контроля за своевременностью и качеством оказания услуг создана база данных сотрудников налоговых органов, ответственных за предоставление электронных государственных услуг в Центральном аппарате, 14 региональных государственных налоговых управлениях и 193 районных государственных налоговых инспекциях.
Для авторизованных пользователей создана возможность оценивать и комментировать каждую услугу, что позволяет изучать мнение налогоплательщиков и оперативно реагировать на предложения и замечания, а при необходимости и совершенствовать услугу.
Создана возможность электронной оплаты налогов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей путем автоматического формирования и отправки электронного платежного поручения непосредственно в обслуживающий коммерческий банк.
При желании физические лица также могут оплатить свои налоги через Персональный кабинет организации по месту работы. Эта услуга была введена в эксплуатацию одновременно с порталом my.soliq.uz.
Во избежание дублирования на бумаге документов, отправляемых в Персональный кабинет, с учетом передового международного опыта ГНК инициирован процесс внесения соответствующих изменений в действующее законодательство по приданию Персональному кабинету налогоплательщика юридического статуса.
В целях дальнейшего перевода государственных услуг налоговых органов в электронную форму и развития портала my.soliq.uz 24 июня 2016 года утвержден соответствующий график по вводу в эксплуатацию еще семи видов электронных государственных услуг. В соответствии с требованиями постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 2 июня 2016 года №184 «О мерах по совершенствованию порядка оказания электронных государственных услуг» при переводе государственных услуг в электронную форму предусмотрено проведение мероприятий по унификации документов, разработке и утверждению по согласованию с Мининфокомом регламентов электронных услуг, а также их интеграции в Единый портал интерактивных государственных услуг.
ЕСИ для э-правительства
При получении государственной услуги в электронном виде необходимо идентифицировать пользователя. Существует множество электронных способов аутификации: ввод пароля, электронная цифровая подпись, биометрические проверки.
Для решения этих задач создана единая система идентификации электронного правительства (ЕСИ). Система предоставляет доступ физическим и юридическим лицам к системе «Электронное правительство» в рамках оказания интерактивных государственных услуг, а также обеспечивает информационно-технологическое взаимодействие информационных систем уполномоченных органов, оказывающих государственные услуги в электронной форме. Система работает по «технологии единого входа» (Single Sign On). Проверку подлинности пользователя (аутентификацию) было решено осуществлять средствами электронной цифровой подписи. Таким образом, пользователи, имеющие сертификат электронной цифровой подписи Центра регистрации ключей ЭЦП и зарегистрированные в ЕСИ, могут получать интерактивные государственные услуги.