Диалог с Регулятором: Почему Temu заблокирован в Узбекистане и что ждет e-commerce?

Национальное агентство перспективных проектов Республики Узбекистан (НАПП) недавно инициировало ограничение доступа к китайскому маркетплейсу Temu. Чтобы прояснить ситуацию о причинах блокировки, нарушенных нормах, диалоге с компанией и дальнейших шагах по регулированию рынка электронной коммерции в стране, на вопросы издания ICTNEWS ответил Начальник управления развития и регулирования электронной коммерции Мухаммадиев Камронбек. 

Какие основные причины послужили основанием для блокировки маркетплейса Temu в Узбекистане и какие нормы законодательства были нарушены?

Процесс ограничения деятельности сложный и многоэтапный, в нем участвуют несколько госорганов. Непосредственно блокировкой занимается Агентство информации и массовых коммуникаций (АИМК) после получения заключений от регуляторов, включая НАПП. Мы провели анализ деятельности Temu, сделали тестовые закупки, а Налоговый комитет (НК) проанализировал платежи физических лиц на платформе.

Главным основанием стало постановление Кабинета Министров № 885 от 26 декабря 2024 года. Согласно ему, операторами электронной коммерции могут быть только юридические лица – резиденты Республики Узбекистана. Это требование касается всех, включая иностранные маркетплейсы, которые должны открыть здесь официальное представительство.

TEMU был направлен запрос о том, что им необходимо встать на налоговый учет как плательщик НДС, но компания официально ответила отказом, заявив об отсутствии налоговых обязательств в Узбекистане. У нас есть подтверждающие письма.

Кроме того, Temu не зарегистрировался как оператор персональных данных, что обязательно по Закону «О персональных данных». Закон требует, чтобы сбор и хранение данных граждан Узбекистана производились
на серверах, физически расположенных в стране. Temu это требование также проигнорировал.

Почему меры по контролю не были приняты раньше, на этапе запуска и активной рекламной кампании Temu?

Регулирование сферы электронной коммерции было передано НАПП только в конце 2023 года согласно постановлению Президента № ПП-381. Мы провели инвентаризацию законодательства, изучили проблемы, пообщались с местными и зарубежными игроками. На основе этого был подготовлен нормативно-правовой акт, опубликованный 26 декабря 2024 года и было введено обязательство по регистрации юридического лица-резидента.

Temu начал активную деятельность и агрессивную рекламную кампанию в Узбекистане летом 2024 года. Их маркетинговая политика с колоссальными расходами на рекламу и демпингом наблюдается во многих странах. Основания для принятия мер появились только после вступления в силу законодательных актов в конце декабря 2024 года. С этого момента все платформы должны были пройти процедуры регистрации.

Блокировка носит временный или постоянный характер? На каких условиях площадка может возобновить работу и какие меры будут приняты, если компания не уплатит налоги за прошлый период и не интегрируется с соответствующими системами государственных органов?

НАПП – не карательный орган, наша задача – улучшать условия на рынке. Мы дали платформам время, около двух месяцев, на выполнение требований после выхода постановления. Снятие ограничений зависит от самих электронных торговых площадок. Чтобы возобновить работу, Temu должен зарегистрировать юридическое лицо в Узбекистане, интегрироваться с информационными системами налоговых и таможенных органов, а также зарегистрироваться как оператор персональных данных. На данный момент ничего из этого не сделано.

Что касается налоговых обязательств за предыдущий период, требование об их уплате уже выставлено. Эта сумма будет подсчитана и включена в общие требования для возобновления работы. Процесс фискализации (интеграции с налоговыми системами) также обязателен согласно постановлению Кабмина № 943.

Как сейчас проходит диалог с представителями Temu?

После блокировки представители Temu вышли на связь с НАПП, получили разъяснения по законодательству и начали процесс регистрации юрлица, общались с НК по фискализации. Однако в настоящее время диалог отсутствует.

Были ли раньше случаи блокировки международных e-commerce платформ в Узбекистане? Можно ли ожидать подобных мер в отношении других площадок, работающих с нарушениями?

Да, Temu не единственная площадка, чья деятельность ограничена. Также ранее была ограничена деятельность Shein, Taobao, 1688, Pinduoduo и других. Решения принимаются комиссией АИМК на основе заключений НАПП и других регуляторов (НК, уполномоченный орган по персонализации, антимонопольный орган).

Сейчас мы также анализируем деятельность AliExpress. Выяснилось, что их юрлицо в Узбекистане зарегистрировано как разработчик ПО и не имеет отношения к e-commerce. Фактически, они работают через российское представительство. Мы направили им уведомления, пытались наладить диалог, но он не дал результатов. НАПП уже начало процедуры по ограничению деятельности AliExpress в Узбекистане, возможно, они будут следующими.

А есть примеры маркетплейсов, которые работают в Узбекистане, соблюдая все требования?

Да, конечно. Успешно работают и выполнили все требования Wildberries, недавно запустился Yandex Market. Они зарегистрировали юрлица-резиденты, встали на учет как операторы персональных данных и интегрировались с необходимыми системами еще до выхода последних постановлений. Например, Wildberries дополнительно уплатил 53 миллиарда сумов налогов. Это показывает, что мы движемся в правильном направлении. Интерес к выходу на рынок проявляет и Amazon, мы ведем с ними консультации.

Каковы стратегические цели регулятора в отношении онлайн-платформ?

Главные цели НАПП – защита прав потребителей и развитие местного рынка e-commerce. Важно создать равные условия для всех игроков, включая уплату налогов. Когда международные компании получают прибыль, но не платят налоги, страдает бюджет страны, из которого финансируются социальные нужды, и местные компании, работающие легально. Кроме того, отсутствие официального представительства усложняет защиту прав потребителей в случае проблем с товаром или возвратом денег.

Создание рабочих мест — ещё один важный аспект. И, в целом, если зарубежные компании намерены вести здесь свою деятельность, им необходимо конкурировать на равных условиях как с местными, так и с другими зарубежными платформами. Это означает, в том числе, уплату соответствующих налогов и налоговых платежей. Поясню, почему принимаются такие меры.

Маркетплейсы — как местные, так и международные, которые официально ведут свою деятельность на территории страны через юридические лица и местные представительства, естественно, уплачивают все соответствующие налоги. Это включает налог с оборота, налог на прибыль, НДС и другие обязательные платежи. Однако, если речь идёт о международных маркетплейсах, не зарегистрированных в стране официально, то такие компании не исполняют налоговые обязательства и не уплачивают налоги.

Кроме того, недавно было принято постановление Кабинета Министров, касающееся снижения норм беспошлинного ввоза товаров физическими лицами. Ранее, а точнее до этого постановления, норма составляла 1 000 долларов в квартал на одного человека. Международные маркетплейсы активно пользовались этим, ведь это законное право каждого гражданина, и мы всегда подчёркиваем: мы не вмешиваемся и не ограничиваем это право — ввозить товары в рамках установленного лимита.

Тем не менее, маркетплейсы использовали этот механизм для обхода таможенных обязательств: товары поступали напрямую потребителям без уплаты пошлин. Если условно разделить квартальный лимит на месяцы, получается около 300 долларов в месяц — и это весьма значительная сумма. По нашим оценкам, за 2023 год посредством курьерских отправлений в страну было ввезено свыше 18 тонн товаров в рамках беспошлинного ввоза. Статистические данные за 2024 год будут доступны в ближайшее время — ориентировочно в мае или июне.

Как регулятор относится к тому, что пользователи могут обходить блокировки с помощью VPN и международных карт?

Мы живем в цифровом мире, и полностью закрыть доступ технически сложно, а отключение Интернета просто нонсенс. Пользователи, оплачивающие покупки в обход блокировки, берут все риски на себя. Проблемы с доставкой и возвратом средств уже возникают. Важно понимать, что использование обходных путей не освобождает платформу от выполнения требований законодательства, включая уплату налогов за прошлые периоды, если она захочет вернуться на рынок официально.

Поступали ли в адрес регулятора жалобы от представителей местного бизнеса или других игроков рынка, касающиеся работы Temu?

Да, НАПП находится в постоянном контакте с участниками рынка. Когда ситуация с Temu обострилась, мы общались с ассоциациями (e-commerce, селлеров, финтеха) и напрямую с предпринимателями. Основные опасения касались нечестной конкуренции из-за демпинга и неуплаты налогов. Местные продавцы, которые легально завозят товары и платят налоги, оказываются в невыгодном положении.

Как ситуация с неуплатой налогов международными платформами влияет на рыночное равновесие и социальные обязательства государства?

Многие не понимают, почему же государственные органы, очень много говорят о налоговых платежах.

Необходимо понимать, что налоги — это доход государства, это формирует бюджет государства. У государства в свою очередь очень много своих обязательств. Самое первостепенное – социальные обязательства.

И чтобы выполнять социальные обязательства, выделять средства на те же самые, больницы, школы, детские сады, дороги и прочее, бюджет должен пополняться. Это всё платится из Государственного бюджета. И если он не будет наполняться в должной мере, естественно, государство не сможет выполнять свои обязательства. Это отразится абсолютно на всём.

Как потребителю, нам очень важно получить хороший товар за наименьшую цену. Это естественное поведение. Это рыночная экономика. За счёт этого и начинают компании конкурировать. Но, опять-таки, условия и правила игры, одинаковы для всех.

С какими трудностями могут столкнуться покупатели и продавцы в связи с ограничением доступа к платформе?

После введения ограничения деятельности, многие сталкиваются с проблемами при покупках в том же самом TEMU. К нам очень много обращались, и сейчас продолжают, что товар не приходит, деньги не возвращают.

Несмотря на то, что мы заблаговременно предупреждали о предстоящих ограничениях, для защиты прав наших потребителей, продолжают покупать.

Но, даже исключив ограничения их деятельности, в случае обмана, куда потребителю обратиться? В головной офис платформы? Который находится где? В Сингапуре? В Ирландии? в Китае?

Доступ к платформе был снижен практически на 99%. Оплачивая покупки посредством обхода блокировки, потребитель берет все риски на себя.

Как регулятор планирует контролировать деятельность иностранных платформ, которые продолжают работать через обходные пути, например, через VPN и международные платежные системы, и какие последствия это может повлечь?

Мы живем в цифровом мире. Естественно, с помощью VPN можно получить доступ к этому ресурсу. Для того, чтобы тотально это все закрыть, необходимо отключить интернет в стране. А это нецелесообразно и никому это в голову даже не придет.

Будут обходы и через международные платежные системы. Но «новые» методы работы также отразятся на официальных требованиях, когда они вернутся на наш рынок и соблюдут все правила в дальнейшем.  Сейчас им уже было поставлено требование — оплатить налоговые обязательства за предыдущий период. И все это также отразится.

Это будет все подсчитано и включено. Подсчет продолжается. Согласно последним заявлениям Налогового комитета, озвучена приблизительная цифра, но при этом отмечено, что подсчет продолжается.

Какие рыночные ниши в сфере e-commerce вы считаете наиболее перспективными для развития в Узбекистане?

Я бы выделил несколько направлений. Первое и самое важное – логистика. В стране острая нехватка современных складов и распределительных центров. Второе – сопутствующие экспедиторские услуги. Третье – обучение селлеров, не хватает образовательных программ. Четвертое – доставка, спрос на курьеров остается высоким. И пятое – центры обработки данных (ЦОДы) для хранения информации, включая персональные данные, локально.

Чтобы вы хотели сказать предпринимателям, онлайн-продавцам и потребителям, учитывая текущие изменения на рынке электронной коммерции в Узбекистане?

Мы открыты к диалогу, готовы выслушивать проблемы и предложения для улучшения рынка. Предприниматели, платформы, селлеры, логисты, потребители – все вы являетесь основой e-commerce. Мы благодарим вас за ваш труд, предпринимательство – это нелегкое дело. По любым вопросам вы всегда можете обращаться к нам, наши контакты открыты. Мы готовы обсуждать и смежные сферы, так как государственные органы работают совместно.