Люди генерируют и потребляют контент во все больших количествах. Объем создаваемого человечеством цифрового контента растет на 60% в год. А доставка информации ближе к потребителю становится основной задачей современных телекоммуникаций, потому что контент обычно бывает нужен «здесь и сейчас».
Первыми работать с доставкой контента на мобильные телефоны в Узбекистане стали сотовые операторы в начале 2000-х. Наверное, все помнят сервисы «Отправь SMS на номер xxxx и получи прогноз погоды». В этом случае и носителем контента, и средством оплаты были SMS – деньги снимались со счета, и SMS (исходящая или входящая) с определенным номером тарифицировалась. При этом не было возможности на одном номере иметь сервисы с разной стоимостью, так как цена SMS была установлена в биллинге оператора.
Этот канал также не позволял и особых коммуникаций провайдера контента с потребителем. Управлением рассылок, основным средством продвижения, руководил оператор. У него не было данных, позволяющих сделать рассылку только тем, кого это реально интересовало. Массовая рассылка раздражала абонентов, они постоянно получали не интересующие их SMS. Сделать рассылку менее объемной мешал низкий отклик (из-за низкой релевантности), она давала заметный эффект только при масштабах в сотни миллионов абонентов. В результате такая рассылка получалась очень дорогой. Это вынуждало производителя популяризировать контент другими способами: флаерами, телерекламой, продвижением на своих веб-сайтах. Но покупка контента – это действие импульсивное, и каждый дополнительный шаг уменьшал количество покупателей в 2 – 3 раза.
Кроме того, сам формат SMS (160 символов в латинской графике и 70 в кириллице, отсутствие графики и многие другие ограничения) не давал возможности предоставлять что-то объемнее прогноза погоды, гороскопов и анекдотов.
С появлением мобильного интернета и смартфонов стало возможным доставлять более интересный мультимедийный контент, но новых мгновенных средств оплаты не появилось. При этом практически сошел на нет поток SMS-сервисов, поскольку в сознании абонентов он стал ассоциироваться со спамом и навязчивыми подписками. Единственный сервис, который выжил и продолжает приносить доход, – это прогноз погоды, не сдающий позиции, несмотря на наличие аналогичного виджета практически в любом смартфоне.
Контент переместился сначала на веб-сайты, потом в мобильные приложения, но новых средств покупки его «здесь и сейчас» так и не возникло. Приходилось, в лучшем случае, потреблять контент с мобильного телефона, но оплачивать в другом канале – либо через SMS, либо вообще офлайн. Рынок контента, еще 5 – 6 лет назад составляющий миллионы долларов в месяц, уменьшился в десятки раз.
Основным событием этого года стало победное шествие ботов. Они полностью преобразили уже привычные мессенджеры, сделав их суперсовременным средством коммуникаций. Бизнес сразу почувствовал это и начал использовать.
В Узбекистане среди мессенджеров наиболее распространен Telegram. Сегодня наличие бота в нем стало обязательно для любого бизнеса, который хочет иметь прямую связь со своим потребителем. Чем же хорош Telegram для контента? Прежде всего,тем, что он установлен на абсолютном большинстве смартфонов страны. Загляните в записную книжку своего телефона, много ли у вас знакомых, у кого его нет? Это значит, что не нужно убеждать пользователя устанавливать дополнительные приложения или заходить на специальный сайт, чтобы получить доступ к контенту.
Telegram позволяет создавать многоуровневые меню, прикреплять их к каждому сообщению или, вообще, вести диалог на естественном языке. С помощью этого массенджера можно отправлять оформленные графикой текстовые сообщения, графику, аудио- и видеоконтент. Практически нет ограничений на объем и вид контента.
Разработка ботов для Telegram чрезвычайно проста, это намного проще, чем писать приложения для работы с SMS по протоколу SMPP. Не нужно реализовывать в своем приложении push-уведомления, они уже реализуются Telegram. Поэтому не удивительно, что узбекистанских ботов в Telegram уже в разы больше, чем приложений. Но, как правило, они носят больше рекламный характер – рассказывают про товар или услугу, иногда даже позволяют собрать корзину, после чего отправляют в офлайн совершить покупку. Причина этого – отсутствие возможности оплаты не выходя из приложения.
Эта проблема сейчас успешно решена. Разработан бот UzRobot, который может вызвать через API любой другой бот в тот момент, когда нужно получить оплату за какой-то контент. UzRobot получает запрос от другого бота с указанием номера телефона покупателя, суммы оплаты и назначения платежа, контактирует с покупателем (все это происходит в Telegram, ничего дополнительно устанавливать и настраивать не нужно), получает подтверждение от покупателя и проводит платеж. После этого вызвавшему боту приходит ответ, был ли сделан платеж или нет. При этом в пределах одного бота разный контент может иметь разную стоимость. Можно дифференцировать стоимость контента для разных категорий покупателей, делать скидки постоянным пользователям и так далее. Коммуникациями с покупателем, использующим услуги через бот, также полностью управляет производитель, самостоятельно определяя частоту и «назойливость» контактов. При этом защищены и интересы покупателей: если покупатель отписался от бота, Telegram гарантирует, что бот не может более досаждать ему.
При использовании такой услуги деньги снимаются с пластиковой карты покупателя и попадают на счет продавца в банке через систему Click. Расчет за услуги UzRobot происходит один раз в месяц по акту выполненных работ. Это значительно упрощает вход на рынок новых производителей контента, позволяя им решать свои задачи, оставляя работу по сбору оплат боту UzRobot.
Вытеснит ли UzRobot электронные платежные системы? Нет, никогда. Он не является их заменой, это интерфейс между платежной системой и миром ботов.
Возникает вопрос защищенности конфиденциальной информации. Безопасность личных данных при оплате через бот не ниже, чем в электронных платежных системах, на базе которых он работает. Бот не знает, не запрашивает и не обрабатывает никаких личных данных клиента, кроме номера телефона, который вы сообщили продавцу контента. Данные вашей карты – такие, как номер, срок действия, фамилия владельца, текущий остаток, хранятся в банке, куда платежная система обращается для перевода денег.
Такой бот могут использовать не только продавцы «виртуальных» товаров или услуг, но и продавцы вполне реальных товаров с доставкой на дом. Например, уже совсем скоро одна из ташкентских пиццерий запустит заказ пиццы на дом в боте, с оплатой через UzRobot.