Количество желающих обучаться в вузах с каждым годом растет, но далеко не всем удается найти свою фамилию в списке поступивших из-за ограниченности мест. В мире давно практикуется альтернативный способ обучения – дистанционное образование, которое помогает решить вопрос с наплывом абитуриентов. О том, чем онлайн-образование может быть полезно в нашей стране, рассказала Сайёра Рахманкулова, специалист в области внедрения инновационных технологий, включая использование ИКТ в образовании, в предпринимательстве, медицине, информационно-ресурсных центрах.
Дистанционное образование давно практикуется по всему миру. В чем причина интереса к нему?
– Изучение опыта по дистанционному обучению я начала с Московской физико-математической школы, где встретилась с преподавательницей, рассказавшей про эту технологию. Она показала письма учащихся, удивив меня тем, что желающих учиться на расстоянии очень много. Категория учащихся, как по возрасту, так и по роду занятий, также была разнообразной. Тогда интернет только появился и не был популярен как сегодня. Поэтому обучение шло по переписке.
Каждое письмо было уникальным, так как учащийся понимал, что его работу обязательно получит преподаватель, который внимательно прочитает и оценит его старания. И конечно, даст практические советы и рекомендации лично ему. После прочтения писем мне захотелось также учить на расстоянии.
В чем же основная причина распространения дистанционного обучения в мире? Ответ прост – это возможность быстро развивать знания и навыки при поддержке преподавателя. Как известно, самосовершенствование является одним из важных составляющих нового времени. По оценкам экспертов, в 2019 году 50% курсов высших учебных заведений мира будут доступны онлайн.
Каковы основные плюсы и минусы онлайн-образования? Чем оно уступает традиционному?
– Если говорить о плюсах, то онлайн- образование позволяет приобрести навыки и знания удаленно. Можно учиться без отрыва от учебы или работы, нет необходимости посещения занятий в аудитории. У студентов повышаются ответственность, аналитическое мышление, умение принимать решения. Также при таком способе обучения применяется индивидуальный подход, учитываются потребности каждого в процессе обучения, учитывается индивидуальный темп и возможности обучаемого. Учащийся самостоятельно планирует время и место обучения.
Также к плюсам можно отнести интерактивность обучения – постоянный контакт с преподавателем, возможность задать вопрос, получить консультацию в любое время. Самостоятельно учеба не была бы столь структурирована, имея эклектичный подбор материалов для чтения. Следует отметить и такие важные аспекты, как экономия денег на расходы (транспорт, проживание, учебные материалы), доступность учебных материалов и ресурсов 24 часа в сутки и развитие медиакультуры. В ходе обучения учащийся использует электронные ресурсы, участвует в онлайн-лекциях, обсуждениях, конференциях и консультациях.
Очень удобно и для преподавателей. Так как имеется возможность планировать время и место обучения, внедрять различные технологии обучения, а также совершенствоваться.
К минусам же онлайн-образования можно отнести следующие особенности: необходимость доступа к интернету с качественной связью, самодисциплина, планирование и управления своим временем, сжатость времени для более глубокого изучения дополнительных материалов, отсутствие живого общения. Преподавателям необходимо иметь специальные знания и навыки для разработки качественных учебных материалов и постоянного учета развития программных продуктов.
Дистанционное образование ничем не уступает традиционному. Когда меня спрашивают об этом, я всегда вспоминаю рекомендацию эксперта (фамилию уже не припомню) по дистанционному обучению из Австралии. Он написал на флипчарте два слова: преподаватель и студент. И обвел их, сказав, что в образовательном процессе в первую очередь важно взаимодействие. И не имеет значения технология обучения. Если есть взаимодействие, то есть обучение, не важно – традиционное это образование или дистанционное.
Многие не поступившие абитуриенты отдают предпочтение дистанционному образованию в российских вузах. Почему, по вашему мнению, такой же альтернативы все еще нет в Узбекистане? С чем это связано?
– Сегодня стремление к образованию растет не только у молодежи. Для этой цели уже используются элементы дистанционного образования. На uforum.uz периодически публикуются сообщения о таком опыте. Правда, хочу отметить, что некоторым специальностям учиться и получить диплом дистанционно нельзя (например, медицина, юриспруденция и т. п.), так как каждая специальность имеет свои требования.
Я думаю, что с внедрением заочного обучения в скором времени в некоторых высших учебных заведениях появится и дистанционное обучение, а потом и во всех. При этом необходимо учесть нормативно-законодательные, административные, а также технические особенности.
Чем может быть полезно внедрение дистанционного образования в Узбекистане?
– Во-первых, технологичностью. Использование технологий развивают сами технологии, а именно расширяют возможности и эффективность дистанционного образования. Это потребует от преподавателя и учащегося развития навыков эффективного использования технологий и медиатехнологий.
Второе – это экономия. Внедрение дистанционного образования в традиционное не потребует расходов на дополнительные аудитории, библиотеки, общежития, а также на дополнительные человеческие ресурсы. Можно предоставить преподавателям возможность разработки дистанционных курсов, что, в свою очередь, будет влиять на качество обучения.
И, наконец, социальный аспект. Откроются равные возможности для учащихся и преподавателей вне зависимости от их местонахождения, состояния здоровья и социального положения. Возможность как выбора учебного заведения для обучения, так и для переквалификации и повышения квалификации.
Как развивается E—learning в стране? Какие продвижения есть в этой области?
– Сегодня в Узбекистане бурно развиваются информационные технологии, что отражается и на электронном образовании. В частности, хотелось бы отметить некоторые результаты в области разработки систем дистанционного обучения, электронных библиотек, научно-образовательных сетей в разработке электронных учебно-методических материалов. В этом есть заинтересованность и частного сектора. Медиакультура преподавателей и студентов повышается. Развитие мобильной связи, разработка мобильных приложений содействуют увеличению пользователей этой технологии обучения. Это, несомненно, отразится в развитии мобильного образования. Мобильная технология будет весьма полезна в народном образовании. Дистанционная технология уже используется для повышения квалификации учителей народного образования. Также разрабатываются мультимедийные учебники по различным школьным предметам.
При использовании информационных технологий и средств телекоммуникаций возникают новые аспекты, касающиеся целей и содержания, организационных форм и методов использования инноваций. Поэтому среди специфических факторов внедрения можно выделить следующие:
- развитие и внедрение новых IT;
- необходимость оценки организационной и технической инфраструктуры электронного образования учебных заведений, а также потребностей в электронном образовании пользователей по категориям и местонахождению;
- поддержка учебных заведений во внедрении и развитии электронного образования;
- мероприятия по продвижению, развитию использования онлайн-технологий в образовании;
- создание электронных и мультимедиа учебников, онлайн-курсов, отвечающих современным форматам представления учебных материалов;
- подготовка электронных и дистанционных модулей или курсов;
- подготовка преподавателей и тренеров по дистанционному обучению;
- включение в учебные программы педагогических вузов новых дисциплин, связанных с инновационными технологиями в образовании как в методическом, так и техническом плане;
- стоимость дистанционного обучения зависит от применяемых обучающих технологий. Из множества имеющихся форм дистанционного обучения можно выбрать необходимые с учетом требующихся начальных затрат.
При создании систем дистанционного образования необходима координация работ по формированию программных средств для поддержки интерактивного режима взаимодействия преподавателя и ученика и информационного наполнения в виде электронных учебников, пособий, справочников и различных баз данных.
Как правильно построить IT—политику в области образования? Что необходимо предпринять в первую очередь?
– Первый шаг уже сделан – внедрение заочного обучения, это отличные перспективы для дистанционного обучения. Я уверена, учебные заведения уже ведут деятельность в этом направлении. На самом деле дистанционное обучение пришло на помощь заочному. Вначале некоторые так и назывались – заочное обучение с использованием возможностей ИКТ. Было бы интересно посмотреть проекты учебных заведений по внедрению заочного обучения.
Также необходимо провести оценку опыта нескольких учебных заведений по возможностям эффективного использования дистанционного образования. Оценка должна включать законодательно-нормативные, технические, учебно-методические, экономические и социальные аспекты. Результаты оценки будут полезны для концепции развития дистанционного образования в Узбекистане.
Также необходимо ввести в педагогических вузах и институтах повышения квалификации предмет по технологии и внедрению электронного образования. Это поможет молодым педагогам, а также опытным преподавателям при разработке и внедрении собственных электронных курсов. Государственные и частные организации могут оказывать поддержку при разработке электронных учебно-методических материалов.
Таким образом, преимущества электронного образования способствуют их развитию, увеличивается количество его пользователей. Необходимо отметить, что в основном дистанционно учатся для получения новых знаний или повышения квалификации, что и привлекает пользователей. Поэтому развитие дистанционного образования, несомненно, отразится на возможностях учебных заведений, увеличит возможности для различных категорий учащихся, в частности сотрудников как государственных, так и частных организаций.