Развитием электронной коммерции в нашей стране занимаются более 10 лет. За это время несколько раз вносились изменения в законодательную базу, на очереди – разработка нового документа. Что же изменилось за это время и в каком состоянии находится электронная коммерция сегодня?
В последнее время тема интернет-торговли обсуждается довольно бурно. В начале прошлого года в Мининфокоме прошло совещание с представителями бизнеса по электронной коммерции. Были проведены многочисленные встречи с участниками рынка. Совсем недавно было объявлено о создании Ассоциации электронной коммерции и открытом обсуждении законопроекта. Но пока все это выглядит не так гладко.
Для развития электронной коммерции требуется прежде всего подтянуть инфраструктуру, которая будет обеспечивать ее бесперебойную работу. Речь идет о скоростном интернете, логистике, платежных возможностях и многом другом. Второй пункт – сдерживающие факторы: налоги, возможность экспорта и отстраненность потребителей.
Евгений Скляревский, ведущий специалист UZINFOCOM:
– За время существования электронной коммерции в
Узбекистане произошли определенные изменения,
которые на первых порах должны были исправить ситуацию на рынке интернет-магазинов. Появились онлайн-платежи. Вот, говорили тогда все специалисты, как только появится возможность рассчитываться удаленно – сразу все взрывообразно заколосится. Появилась возможность. Не заколосилось.
Во-вторых, сетовали, что мало пользователей в Сети. Ждали количества пользователей, так как было вроде кем-то озвучено наблюдение, что, если количество
пользователей переваливает за десять процентов от населения, то начинаются саморазвивающиеся процессы, начинают работать интернет-магазины и всякие сервисы, появляется реклама контентным проектам, все бурлит и всем счастье. Перевалило. Не забурлило.
С количеством пользователей не так все просто. Из предполагаемых 20 миллионов, по некоторым оценкам, «живых и активных» не более двух миллионов. И то в основном это «чатики» в Телеграме с подружками, одноклассниками и сослуживцами. Опять же вопросы достатка – предполагаемые пользователи электронной коммерции должны достаточно хорошо зарабатывать, но много ли у нас таких потенциальных покупателей? Вопрос в пустоту, так как никто таких исследований не проводил. Ну и скорость интернета – наша любимая тема. Если в столице интернет-магазины открываются раздражающе долго, то что говорить о глубинке?
Еще было мнение в соцсетях, что электронная коммерция отражает коммерцию
реальную, а так как у нас кроме трикотажа и пиццы с самсой ничего не производится,
то нечего ждать бума коммерции в Сети. Также тормозит развитие и то, что электронная коммерция относится к сфере посреднических услуг, а у нее высокий
налог на прибыль. Принятие льготного налогообложения (как, например, в Казахстане) подстегнуло бы появление новых сервисов. Правда, пришлось бы выдумывать мудрые определения, что относится к электронной коммерции, а что нет.
С другой стороны, уже сейчас наш Узнет созрел и даже перезрел. Все эти бесконечные каналы родителей учеников, подружек, сотрудников, профессиональные и по интересам – идеальная среда для вирусного распространения информации, стоит появиться чему-то новому, яркому, интересному – назавтра об этом будут знать все. К сожалению, вся электронная коммерция пока ограничивается парой сервисов доставки товаров, заказом пиццы и пятеркой или десятком интернет-магазинчиков, известных узкому числу покупателей. Все это напоминает перенасыщенный раствор, ждущий центра кристаллизации. По мнению многих экспертов, мы находимся в ожидании «мон-
стра», который вдруг придет и всех порвет, станет лидировать (как torg.uz), а осталь-
ные игроки будут пытаться его догнать, изучая историю успеха. Ждем!
Азамат Шамузафаров, менеджер по продукции в Bulavka.uz:
– Скорость интернета у нас действительно низкая. В то время как скорость должна быть такой, чтобы вы даже не задумывались об этом. Тогда это станет естественным состоянием и можно будет заняться чем-то еще: например, покупать в интернете. Самое больное место – это дорогой 3G/4G интернет у мобильных операторов. Сейчас 70% людей выходит в интернет со смартфонов, поэтому интернет, доступный в любом месте, – это очень важный момент для развития онлайн-коммерции.
Что касается логистики, то, например, у нашего сервиса есть хороший опыт работы с доставкой по всей республике через наших партнеров. Однако себестоимость доставки внутри Ташкента все еще велика. Отчасти это связано с тем, что рынок просто не развит. Отдельная проблема – экспорт местных товаров, который упирается в международную почту, ограничения, бюрократию, невозможность принимать
валютные электронные платежи и т. д. PayPal крайне необходим в Узбекистане.
Возможность отправлять, принимать и выводить деньги через этот сервис откроет
ворота для экспортеров в малом и среднем бизнесе. Сейчас, чтобы продавать свои
тюбетейки на Etsy, надо выстраивать нелегальные схемы, нарушая тем самым закон.
Bulavka.uz не сталкивалась с проблемами экспорта, потому что мы не развиваем
магазин для иностранных покупателей – мы хотим сначала сделать все как следует
в Узбекистане. Однако у нас есть экспортеры, которые, как Ермак осваивал Сибирь,
воюют с ограничениями наших банков. Банки же, в свою очередь, не имеют реальной конкуренции между собой, потому что делают все так, как им велит Центробанк.
Зачем им что-то развивать, если им не дадут это сделать?
Еще одна трудность – высокие налоги и проценты, которые необходимо платить
за использование платежных систем. Мы платим налог в 33%, что в итоге все равно
ложится на плечи покупателей, у которых складывается мнение, что в интернет-магазине все очень дорого. Также у нас нет возможности напрямую работать с банковским счетом без посредников.
Нужно вводить много законов, потому что интернет-коммерция в мире – это рынок с миллиардами долларов. Для начала было бы неплохо дать всем терминам однозначные определения, чтобы нельзя было трактовать их двояко, и исключить ситуации, когда одни акты противоречат другим.
И наконец, необходимо формировать представление об электронной коммерции у потребителей. У нас мало кто знает, что в интернете можно что-то покупать. А те, кто знает, делают это на китайских или американских площадках и иногда через посредников. Есть большой слой активных граждан, которые покупают в интернете, но делают это по серым схемам через продавцов в Facebook или Instagram. И когда им объясняешь, что все можно заказать на сайте и оформить оплату там же и что мы даже сами все привезем, что они смогут примерить и вернуть, если что-то не подошло, – они
не верят ушам своим, потому что для большинства это непривычно.
Всем участникам рынка электронной коммерции предстоит пройти настоящее испытание. Ведь, несмотря на более чем 15-летний путь интернет-торговли, на сегодняшний момент чуда так и не произошло . Однако в отличие от предыдущих попыток хоть как-то «устаканить» эту отрасль, вводя ограничения, на этот раз ожидания более оптимистичные.