Информационно-коммуникационные технологии все шире используются во всех сферах нашей жизни, не является исключением и образование.
Если первоначально в образовательных целях применялись только компьютеры, то сейчас, с развитием технологических решений, широкое применение получили такие технические средства, как мультимедийные видеопроекторы, документ-камеры и веб-камеры, интерактивные доски, панели и приставки, мобильные телефоны и планшеты, портативные компьютеры, образовательные ресурсы и приложения для них. Если раньше новые электронные ресурсы поставлялись посредством компакт-дисков, то сейчас все больше ресурсов можно найти в сети интернет.
В системе народного образования (НО) работают и хорошо себя зарекомендовали информационные системы дистанционного обучения на базе платформы Moodle, через которые ведется повышение квалификации работников сферы народного образования. Также имеются информационная система «Sammer» по учету посещаемости слушателей институтов переподготовки и повышения квалификации преподавателей и система по регистрации и верификации дипломов о переподготовке и сертификатов о повышении их квалификации. Через веб-платформу tanlov.uzedu.uz проводятся конкурсы, например, на самую лучшую разработку урока, по итогам которого лучшие материалы учителей будут опубликованы и распространены через информационно-образовательный портал.
E-maktab, Web-maktab, Web-bog’cha, akt.uzedu.uz
Постановлением Кабинета Министров от 20.02.2006 г. №27 «Об утверждении перечня государственных информационных ресурсов, а также государственных органов, ответственных за их формирование, использование и поддержку» был утвержден «Перечень государственных информационных ресурсов, а также государственных органов, ответственных за их формирование, использование и поддержку», где Министерство народного образования было назначено ответственным за формирование таких ресурсов, как «Образовательные учреждения дошкольного, общего среднего и внешкольного образования» и «Образовательные учреждения общего среднего образования».
В 2007 году был утвержден «Реестр базовых интерактивных государственных услуг», которым было определено оказание услуги «Предоставление информации о системах дошкольного образования, общего среднего, среднего специального, профессионального и высшего образования. Перечень вузов, академических лицеев, профессиональных колледжей и школ Республики Узбекистан». Для реализации поставленных задач были разработаны и внедрены информационные ресурсы Web-maktab и Web-bog’cha, через которые можно получить информацию о детских садах или школах.
В 2012 году были внесены изменения в «Перечень государственных информационных ресурсов, а также государственных органов, ответственных за их формирование, использование и поддержку», в частности, министерству было поручено формирование информационного ресурса «Предоставление информации об охвате обучением выпускников 9-х классов школ в средних специальных, профессиональных образовательных учреждениях».
Вначале была сформирована база данных и система mb.uzedu.uz, через которую выпускники 9-х классов общеобразовательных школ переводились в профессиональные колледжи и академические лицеи. Через эту систему формировались акты приема-передачи документов и личных дел, указывались альтернативные образовательные учреждения. В 2013–2014 учебном году база данных и система были существенно расширены и дополнены, были введены данные учащихся с первого по девятый классы (около 4,6 млн.), а система получила название Е-maktab.
В 2016 году проект был расширен с помощью надстроек: базами данных и информационными системами для оперирования данными о детских школах музыки и искусства, детско-юношеских спортивных школах и центрах детского творчества «Баркамол авлод».
Возможно, эти наработки будут использованы при формировании комплекса информационнных систем «Таълим», создаваемого в рамках постановления Президента Республики Узбекистан №ПП1989.
Веб-платформа akt.uzedu.uz была создана в 2011–2012 учебном году для координации процесса повышения квалификации педагогических кадров по компьютерной грамотности и использованию ИКТ, последующего онлайн–тестирования и генерирования сертификатов об успешном окончании курса повышения квалификации.
В 2014–2015 годах эта платформа была переработана и оснащена дополнительным функционалом, в частности, с ее помощью были проведены анонимные онлайн-опросы среди слушателей институтов переподготовки и повышения квалификации работников народного образования. По итогам опросов были определены степень использования педагогами ИКТ, наличие и эффективность использования как технических средств, так и программных продуктов, интернета и сервисов, а также сопутствующих технологических решений.
IT – стимул для учителей
Для мотивации учителей по использованию ИКТ в своей деятельности министерством проводятся конкурсы, направленные на развитие навыков программирования и разработки учебных ресурсов. Расскажем о некоторых из них.
Конкурс «Самый лучший электронный информационно-образовательный ресурс» среди учащихся и учителей, который проводится более 10 лет. Финальный этап соревнования был проведен в конце апреля текущего года в Намангане. По итогам мероприятия лучшие разработки будут размещены на информационно-образовательном портале министерства и рекомендованы к популяризации и широкому применению в образовательных целях.
Конкурс «Самый лучший веб-сайт» среди учителей, образовательных учреждений (школ), организаций и учреждений народного образования, проводимый более пяти лет. В текущем году на этот конкурс было подано 2 856 заявок от школ, 2 109 заявок от учителей, 115 заявок от организаций и учреждений. Эта цифра в 10 раз превышает аналогичные показатели, которые были зарегистрированы на стадии запуска проекта. Квалификационные отбор и оценка сайтов проводятся в режиме онлайн, что позволяет обеспечить прозрачность, объективность и существенно сэкономить время.
Конкурс «Самая лучшая разработка урока» впервые был проведен в 2016 году. Через сайт tanlov.uzedu.uz поступило около 75 тысяч заявок. Посредством веб-сайта были не только приняты разработки (объемом в среднем 50 Мб), но и произведены отбор, сортировка по 19 предметам и направлениям, а также дана первичная и финальная оценка.
Уже более 10 лет проводится конкурс «Учитель года», где одними из главных критериев являются эффективное использование ИКТ в педагогической деятельности, разработка и размещение портфолио на веб-сайтах. Заявки и эссе на конкурсы «Самый лучший учитель английского языка» принимаются только в электронной форме, что также стимулирует использование ИКТ преподавателями.
Будущее начинается сегодня
В 2014 году был утвержден список опорных (базовых) школ по внедрению и развитию ИКТ в разрезе районов, городов и областей. Был изучен зарубежный опыт по инновационным smart-школам и классам на примере Южной Кореи, Латвии, России и т.д.
В итоге в декабре 2015 года совместно с южнокорейскими партнерами KEFA и KT на базе школы №327 Юнусабадского района Ташкента был организован smart-класс, оснащенный современными интерактивными панелями, электронным подиумом и инфо-киоском, планшетами и ноутбуками, а также другими техническими и программными средствами обучения, эргономичной учебной мебелью и т.п.
В настоящее время в Министерстве народного образования реализуются следующие проекты, направленные на дальнейшее развитие и внедрение ИКТ.
Программа «Совершенствование дошкольного и общего среднего образования» с участием Всемирного банка (за счет средств ГПО), в рамках которого 1 220 общеобразовательных школ, 14 территориальных управлений образования, 194 районных (городских) отдела образования, 16 институтов повышения квалификации оснащаются современной компьютерной, коммуникационной и офисной оргтехникой. Также в рамках проекта планируется реализация следующих компонентов:
- содействие в разработке и установке информационных систем для институтов подготовки и переподготовки (информационная система координирования работы учителей и руководства, информационная система по инклюзивному образованию и сеть виртуальных библиотек);
- разработка и внедрение информационной системы управления для мониторинга образовательной системы.
Программа «Дальнейшее развитие информационно-коммуникационных технологий в школьном образовании» с участием Фонда EDCF «Эксимбанка» Кореи предусматривает оснащение 1 802 школ республики 2 229 комплектами современных учебных компьютерных классов. За счет кредита планируются закупка консалтинговых услуг и компьютерного оборудования, а также проведение учебных тренингов по информационно-коммуникационным технологиям.