Обеспечение безопасности жизни и имущества всегда являлось первостепенной задачей каждого человека. Древние люди устраивали свои жилища в пещерах, имеющих узкий проход, чтобы как можно больше осложнить доступ внутрь незваным гостям. Помимо этого, древние люди принимали меры по соблюдению маскировки своего жилища, а также использовали систему оповещения о появлении врагов.
В рамках города подобные меры безопасности выражались уже в несколько
иных методах защиты. В Китае, например, была построена Великая китайская стена,
которая не позволяла северным кочевым племенам вторгаться на территорию страны. В Европе почти в каждом замке или крепости имелись подъемные мосты, а для
надежности и эффективной защиты вокруг каменного сооружения рыли глубокие рвы,
заполняя их водой.
С тех пор прошло уже много времени, поменялись средства защиты и сама философия обеспечения безопасности. В наше время доля функций по охране порядка и покоя жителей города частично реализуется при помощи ИКТ.
ПРОЕКТ «БЕЗОПАСНЫЙ ГОРОД»
Реализация проекта «Безопасный город» в Ташкенте будет проходить в три этапа. В 2018–2019 годах будет реализован проект общественных интеллектуальных парковок для автотранспорта с применением передовых технологий распознавания и онлайн-оплаты. При этом все городские службы войдут в автоматизированную информационную систему приема и регистрации сообщений о преступлениях и происшествиях в городе. Так, все службы: «101», «102», «103», «104»,
а также другие дежурно-диспетчерские службы города войдут в систему единого
номера «112».
С 2019 по 2023 год планируется проведение второго этапа реализации проекта, который предусматривает охват информационной системой областные центры и города страны. На третьем же этапе вся республика будет объединена в единый комплекс, который будет оснащен не только информационными системами и различными датчиками, но и системами наблюдения и оповещения. Основной задачей комплекса станет объединение государственных органов власти и органов хозяйственного управления с телекоммуникационной инфраструктурой и информационными ресурсами проекта «Безопасный город». По проекту «Безопасный город» все городское население будет иметь свободный доступ к единой нормативной и отчетной базе, в которой будет собираться информация от городских служб: санэпидемстанции, МЧС, пожарной службы, скорой помощи и др.
В проекте предусматривается создание единых дежурно-диспетчерских центров
(ЕДДЦ), которые будут проводить мониторинг системы, анализировать полученную
информацию, предупреждать население о ЧС, происшествиях, а также передавать
данные соответствующим структурам для их устранения. Такие центры являются
центральным звеном в единой системе оперативно-диспетчерского управления. ЕДДЦ будет вышестоящим органом для всех аварийных дежурно-диспетчерских служб города по вопросам сбора, обработки и обмена информацией о ЧС, а также координирующим органом по вопросам совместных действий. Предполагается,
что дежурно-диспетчерские центры будут находиться в каждом районе города и
сотрудничать со службами экстренного реагирования.
СТРУКТУРА «БЕЗОПАСНОГО ГОРОДА»
Проект «Безопасный город» состоит из пяти подсистем, отвечающих за всю
деятельность комплекса.
Подсистема экстренного вызова и обработки вызовов обрабатывает и принимает вызовы о происшествиях, осуществлённые
при помощи тревожной кнопки. Данная кнопка приводится в действие не автоматически, а вручную служащими охраны или работниками организации. После нажатия сигнал о противоправных действиях на подконтрольной территории поступает на пульт соответствующей службы. Передать информацию о противоправных действиях также можно будет и по стационарному телефону по единому номеру «112».
Что касается подсистемы видеонаблюдения, то она контролирует территориально-распределительные объекты городского хозяйства, ведет запись видеоданных и их архив. В случае необходимости подсистема может предоставлять архивные данные при расследовании происшествий.
В «Безопасном городе» также имеется подсистема видеоаналитики и фиксации
правонарушений. Программа системы позволяет обрабатывать изображения,
которые поступают с видеокамер, распознавать лица и номера машин. Как отмечают специалисты, ввод данной системы в эксплуатацию облегчит труд сотрудников
силовых структур.
Еще одной составной «Безопасного города» является геоинформационная подсистема, которая разработана в виде электронной карты. При ее помощи спасательные службы и правоохранительные органы могут видеть место происшествия на электронной карте. Поддержка работоспособности подсистемы осуществляется за счет информационного интернет-портала.
В случае возникновения пожара на каком-нибудь городском объекте, подсистема пожарной сигнализации быстро отреагирует на создавшуюся ситуацию, информацию по которой можно получить с датчиков охранной и пожарной сигнализации. Подсистема способна локализовать возгорание, после чего передать данные в центр оперативного реагирования, что позволит ускорить прибытие пожарной службы.
ТРАНСПОРТ
Учитывая оживленность современных дорог и массовость скопления машин, попасть в ДТП в городе – это реальный риск, и причин тому масса. Как отмечают специалисты, ДТП чаще всего происходят из-за пренебрежения правилами дорожного движения как со стороны водителей, так и со стороны пешеходов.
Перебежать дорогу в неположенном месте, проигнорировать ремни безопасности и т. п. – это то, что не считается чем-то сверхординарным для современного жителя города. Но случай, который может заставить пересмотреть свои взгляды и привычки, понять истинные опасности в городе, может оказаться последним. В таких ситуациях будут выручать системы видеонаблюдения, которые уже частично установлены в столице.
В «Безопасном городе» эти системы будут осуществлять видеомониторинг объектов и территорий городских транспортных магистралей, выводить изображения с камер рядом с местом происшествия, показывать изображения с мобильных камер экипажей. Система сможет автоматически провести идентификацию владельца авто и номера
транспортного средства, а также вывести картинку на экран.
В «Безопасном городе» под контролем будут не только вокзалы, аэропорты и прочие общественные места, но и дворовые, городские улицы, площади и т. п. Помимо этого, станут автоматизированными проверка и учет данных в рамках процедуры лицензирования перевозчиков, контроль лицензиатов на предмет выполнения условий лицензирования, учет карточек водителей и т. д.
В ходе реализации проекта будет осуществляться контроль результатов технического мониторинга объектов транспортной инфраструктуры на основе автоматизированного сбора данных технических средств в целях последующей аналитической обработки, включая автоматическое оповещение служб экстренного реагирования при авариях и других чрезвычайных ситуациях. Таким образом, при помощи данных, поступающих с датчиков, установленных на транспортных средствах, будет возможно информировать соответствующие городские службы и население о чрезвычайных ситуациях на транспортных средствах и объектах транспортной инфраструктуры с последующей визуализацией на электронной карте города.
КРИМИНАЛ
В некоторых городах мира простая ночная прогулка может закончиться очень даже неприятно. Как показывает практика, число совершаемых преступлений растет соразмерно росту самого города, особенно, если это мегаполис. Так уж сложилось, что развитие уличной преступности, расширение её многообразия происходит параллельно росту города и процессам урбанизации. В этой связи проект «Безопасный город» также содействует искоренению уличной преступности и ситуаций, связанных с
бытовыми ссорами, на которые часто приходится выезжать дежурным оперативным группам.
Для профилактики и предотвращения преступлений проект предусматривает
внедрение экстренной связи с передачей видеоизображения. Вся информация
будет стекаться в единый дежурно-диспетчерский центр, после чего передаваться оператором в соответствующие службы. Также будут созданы пункты экстренной связи с городскими службами: МЧС, милицией, пожарной охраной, скорой помощью и др.
ПРИРОДА И ЭКОЛОГИЯ
Наиболее опасными рисками, угрожающими городской инфраструктуре и населению, являются происшествия природного характера, которые пока что нельзя предупредить или предсказать имеющимися на сегодняшний день средствами и технологиями. В этом вопросе также не стоит забывать и техногенные катастрофы. В связи с этим, чтобы избежать или уменьшить риск нанесения вреда при ЧС, необходимо уметь самостоятельно принимать правильные решения для спасения собственной жизни и жизней окружающих. Также важно понимать, какие природные катаклизмы угрожают городу и какие меры нужно принимать в той или иной ситуации.
Неразрывно связанный с природой экологический компонент отражён в проекте следующим образом: за счет мониторинговых комплексов предполагается
наладить контроль процессов сбора, транспортировки, переработки и утилизации
отходов. Помимо этого, мониторинг экологической обстановки позволит выявлять
состояние окружающей среды в районах размещения и захоронения отходов.
Подводя итог, необходимо отметить, что в рамках проекта заложены такие
интегрированные системы обеспечения безопасности городского масштаба,
которые могут не только развиваться, но и способны расширять зону охвата. В проекте также имеются возможности внедрения IT-технологий не только в стратегически
важные объекты города, но и в целях обеспечения охраны и безопасности объектов
городской инфраструктуры общественного назначения.