В целях реализации 3-й инициативы Президента, 18 июня 2020 года в Бухаре распахнул свои двери новый IT-Центр, предназначенный для обучения населения IT-специальностям и эффективного использования компьютерных технологий и интернета.
Во время открытия нам удалось пообщаться с молодым и талантливым специалистом из Бухары, Мироншохом Мустафаевым, который рассказал свою историю, как он оказался в IT.
Мироншоху Мустафаеву — 24 года, он является выпускником Бухарского государственного университета, факультета английской филологии. Также он — сооснователь проекта под названием «WebClass» (онлайн обучение) и один из стартаперов IT Park со второй волны программ инкубации и акселерации.
— Как у Вас появилась идея создать платформу в сфере образования?
— Мы с моим коллегой Сардором учились на факультете английской филологии и считались будущими учителями английского языка. Мы заметили, что у нас было много друзей из факультетов иностранных языков, которые подрабатывали репетиторами. Поэтому мой коллега задумался о создании платформы для онлайн обучения, где репетиторы могут в режиме онлайн обучать всех желающих и подстраиваться под их графики. Однако, изначально я был против, так как в то время интернет в Узбекистане был довольно-таки медленный и дорогой.Но постепенно интернет стал становиться лучше, цены снизились.
Впервые мы запустили проект в Бухаре. Мы начали преподавать по IMO, так как Zoom тогда еще не был таким популярным, а Skype пользовались только те, у кого был компьютер. Мы преподавали за очень низкую цену, почти бесплатно. Мы просто хотели увидеть, как это вообще работает. Примерно через 4-5 месяцев люди стали откликаться и проявлять свой интерес. Но нам было трудно найти инвесторов, которые бы поняли суть онлайн-образования, так как в то время никто и не думал о том, что скоро начнется пандемия и все перейдет в онлайн режим.
— Как Вы запустили свой проект?
— В 2018 году родилась сама идея, а в январе 2019 года мы начали ее формировать, в феврале мы создали наш сайт. Изначально мы просто собрали своих друзей, наняли оператора и запустили бизнес. Вначале у нас почти не было наёмных рабочих. Мы все были лишь студентами, а полноценную платформу мы смогли создать через 6 месяцев существования. Но даже нашу нынешнюю платформу нельзя назвать полноценной на 100%, потому что у нас все еще есть нереализованные идеи, которые надо дорабатывать. К тому же платформа все еще не работает в зоне tas-ix.
— Сколько людей изначально было в команде, чтобы запустить проект?
— В то время не каждый понимал, что такое стартап, но всем было любопытно, поэтому у многих возник интерес к нашему проекту. Сначала у нас в команде было 10-15 человек, среди них были и музыканты, и фотографы, и филологи, все были студентами. Однако мы все закончили университет и разошлись по разным путям.
— С какими проблемами Вы столкнулись?
— Нашей главной проблемой можно назвать поиск инвесторов. Было очень трудно связаться с инвесторами и вообще, доказать им, что проект будет работать. Однако после того, как началась пандемия, инвесторы стали сами звонить нам и спрашивать, как идут наши дела.
Также на начальном этапе в нас никто не верил, у нас были низкие цены, и никто не видел перспективы в данном проекте, даже я. У нас были очень трудные времена, когда мы все чуть не потеряли надежду и не опустили руки. Был и такой момент, что я и мой коллега Сардор остались совсем одни, нам приходилось быть и операторами, и учителями, и самим проводить вводные уроки. Я же просто старался поддерживать этот проект, так как не мог оставить Сардора одного, но сейчас спустя 6-7 месяцев, у нас наконец-то появился доход.
— Как двум филологам удалось создать платформу?
— В то время я даже не интересовался IT и не знал, как создавать сайты. У Сардора же была база, он мог редактировать видео, создавать видеоролики, знал, как пишутся сайты, программы. Наш первый прототип сайта он создал сам, потому что у нас не было средств для того, чтобы платить разработчикам. Он взял шаблоны из Wordpress и сам все сделал.
— Кем были ваши первые клиенты?
— Нашими первыми клиентами стала узбекская диаспора заграницей. Есть люди, которые выиграли Green card, живут в Америке, но не знают английского языка. Для узбекистанцев в России, Корее, Германии и в других странах, наши цены считаются очень низкими и к тому же, наши преподаватели всегда подстраиваются под их графики. Поэтому наши клиенты могут сами выстраивать свой график обучения и решать, когда и как часто они будут учиться. Будь это поздняя ночь или раннее утро – наши преподаватели проведут для них урок.
— На каком этапе сейчас находится проект «Webclass?
— На сегодняшний день у нас обучилось более 200 учеников, работают 25 преподавателей, и прямо сейчас проходит обучение у 60 учеников. Думаю, сейчас наш бизнес идет к успеху, я не ожидал такого дохода. Во время пандемии люди начали с большим интересом относиться к «WebClass», потому что мы всегда делаем упор на качество. Я сам преподавал, поэтому каждого учителя выбираю лично. Насчет качества уроков вопросов и быть не может. Благодаря этому у нас пошел сарафанный маркетинг и многие студенты в Корее, Америке и других странах стали рекомендовать другим наши курсы. Сейчас «WebClass» идет к успеху, и мы можем расширяться, а также мы дорабатываем нашу платформу.
— Есть ли у вас инвестор или проект живет за счёт заказов?
— На сегодняшний день у нас идут переговоры с инвесторами, которые когда-то нам отказали, но потом поняли, насколько это перспективно. Большую помощь оказывает и IT Park, они ищут для нас хороших инвесторов. Также «WebClass» станет частью проекта «One Million Uzbek Coders» в рамках обучения учителей информатики в Бухаре.
— Вы начали свой проект в Бухаре, на сегодняшний день его можно считать республиканским?
— Я думаю, его уже можно назвать глобальным. В Бухаре мы начали этот проект с нуля, без ничего. Даже за интернет наши учителя платили со своего кармана. В октябре у нас появились учителя из Ташкента, а также из Самарканда, Намангана, и даже из Кореи. Мы фокусируемся на учителях, хотим, чтобы они хорошо зарабатывали в качестве фрилансеров. Из-за того, что у учителей не самая высокая зарплата, эта профессия не так уж популярна. Но мы создаем для них возможность зарабатывать в качестве фрилансеров и преподавать на весь мир, например, наш учитель Джахангир преподает немецкий язык ребятам из России. Также есть учитель корейского языка, который обучает студентку из Кыргызстана.
— Какие у вас планы на будущее?
— С самого начала мы хотели создать аналог «Skyeng», и так же выйти на рынки Средней Азии, России и других стран. Первые шаги для реализации нашей цели уже сделаны нашим государством — по телевизору идут онлайн уроки, создаются онлайн образовательные платформы. А мы начали охватывать не только соседние рынки, но и зарубежные. Кроме этого, мы хотим создать качественный аналоговый видео-стрим в зоне tas-ix, чтобы наши ученики меньше тратили средств на интернет.