Информационные ресурсы электронного правительства – это центральные базы данных, комплексы информационных систем, информационные ресурсы государственных органов и другие ресурсы, обеспечивающие сбор, хранение, поиск, обработку, а также пользование информацией в рамках системы «Электронное правительство».
Центральные базы данных электронного правительства представляют собой единые источники информации, где хранятся ос новные сведения государственных органов, применяемые при оказании государственных услуг и для электронного межведомственного взаимодействия.
В архитектуре системы «Электронное правительство» представлено шесть централизованных баз данных: базы данных юридических и физических лиц, регистр справочников и классификаторов, Национальная геоинформационная система, базы данных автотранспорта и недвижимости. В целях формирования единого источника информации о физических и юридических лицах 17 декабря 2015 года было принято постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан № 365 «О мерах по формированию центральных баз данных физических и юридических лиц и внедрению единой информационной системы идентификации пользователей системы «Электронное правительство».
ЦЕНТРАЛЬНАЯ БАЗА ДАННЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
В формировании базы данных юридических лиц участвовали Государственный налоговый комитет, Государственный комитет по статистике и Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан. Настоящая база данных (БД) была реализована в целях формирования единого централизованного источника информации о юридических лицах республики. БД запущена в июле 2016 года, на сегодняшний день организованы VPN-канал и веб-сервисы для передачи данных с государственными органами, заинтересованными в предоставлении услуг юридическим лицам. Сведения в центральной базе данных юридических лиц обновляются в онлайн-режиме.
ЦЕНТРАЛЬНАЯ БАЗА ДАННЫХ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
В июле 2016 года была реализована и сдана в эксплуатацию Центральная база данных физических лиц. Она организована с целью единой идентификации физических лиц Узбекистана, для быстрого и эффективного предоставления им государственных услуг.
Наличие базы также предполагает, что гражданин может беспрепятственно пользоваться услугами любой организации, поскольку за сведениями в базу данных физических лиц можно обратиться из информационной системы каждой организации в стране. Эту возможность обеспечивает интеграция центральных баз данных с информационными ресурсами государственных органов.
ЦЕНТРАЛЬНАЯ БАЗА ДАННЫХ АВТОТРАНСПОРТА
База данных автомототранспорта Узбекистана создана с целью инвентаризации информационных систем и баз данных, используемых в службе безопасности дорожного движения, организации корпоративной сети и оказания интерактивных услуг через Единый портал интерактивных государственных услуг (ЕПИГУ). В настоящее время реализована закрытая база данных автомототранспорта на базе системы «Учет МВД». Все подразделения Министерства внутренних дел работают в базе данных в режиме онлайн.
К центральной базе данных автотранспорта подключены 49 объектов регистрации автотранспорта и 30 различных подразделений и служб страны, между которыми реализованы защищенные каналы передачи данных.
ЦЕНТРАЛЬНАЯ БАЗА ДАННЫХ СПРАВОЧНИКОВ И КЛАССИФИКАТОРОВ
Регистр справочников и классификаторов, применяемых в системе государственного управления, сформирован в целях совершенствования порядка межведомственного электронного взаимодействия.
Регистр справочников и классификаторов Узбекистана реализован в общем доступе на сайте classifiers.gov.uz. В настоящей базе имеются международные, отраслевые, межгосударственные и общегосударственные классификаторы. Регистр создан с целью обеспечения сопоставимости информации, содержащейся в государственных информационных системах, а также повышения ее полноты, достоверности, актуальности и качества. 11 августа 2016 года проект по формированию регистра справочников и классификаторов, применяемых в системе государственного управления, переведен на этап технического сопровождения и поддержки.
ЦЕНТРАЛЬНАЯ БАЗА ДАННЫХ НЕДВИЖИМОСТИ
В целях внедрения в систему кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество современных информационно-коммуникационных технологий, а также для обеспечения открытого и качественного предоставления интерактивных государственных услуг юридическим и физическим лицам реализуется проект по созданию Комплексной интегрированной автоматизированной системы учета кадастра и регистрации недвижимости. Проект реализуется за счет привлечения кредитов Всемирного банка и собственных средств Республики Узбекистан.
В настоящее время по республике из 5 345 277 существующих объектов недвижимости, информация по 1 953 260 объектам введена в базу данных Единой системы государственных кадастров недвижимости. Полная реализация системы и ее запуск запланированы до 2020 года.
НАЦИОНАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА
По проекту «Создание Национальной геоинформационной системы» подписан контракт на реализацию с консорциумом LG-LX. Проект включен в Адресную программу инвестиционных проектов, реализуемых с привлечением иностранных кредитов под гарантию Правительства Республики Узбекистан, утвержденных Постановлением Президента Республики Узбекистан от 25 декабря 2015 года №ПП-2458 «Об Инвестиционной программе Республики Узбекистан на 2016 год».
Целями создания Национальной геоинформационной системы (НГИС) является экономичное и рациональное использование природных ресурсов республики, создание платформы для интеграции геоинформационных данных в систему «Электронное правительство», а также повышение обеспеченности достоверными сведениями субъектов предпринимательства и населения Узбекистана. Полная сдача проекта в эксплуатацию запланирована на первую половину 2018 года.
Единая информационная система идентификации пользователей также входит в число информационных ресурсов системы «Электронное правительство». Система обеспечивает санкционированный доступ граждан к услугам и государственных служащих – к информационным системам при межведомственном электронном взаимодействии. По проекту системы идентификации подготовлен проект правительственного решения. Кроме этого, в сети имеется национальная информационная система с подробным описанием возможностей единой системы идентификации пользователей (id.gov.uz). На сайте можно также ознакомиться с инструкцией пользования системой и приобретения ключа электронной цифровой подписи.
Говоря об информационных ресурсах системы «Электронное правительство», не стоит ограничиваться базами данных и информационными системами, сюда также относятся: правительственный портал Республики Узбекистан (gov.uz), Портал открытых данных (data.gov.uz), Единый портал интерактивных государственных услуг (my.gov.uz), информационные системы органов государственного и хозяйственного управления и ряд других ресурсов.
Необходимость реализации большого набора государственных и других транзакционных услуг в электронном виде через ЕПИГУ неизбежно порождает проблему организации взаимодействия этого портала с информационными системами государственных органов с целью получения информации, необходимой для предоставления соответствующей услуги. Возникшая проблема вызвана большим разнообразием информационных систем, которые используют различные информационные технологии и стандарты, интерфейсы стыка и форматы баз данных, что значительно затрудняет реализацию взаимодействия с подобными системами. Наиболее эффективным решением проблемы является использование так называемой среды интеграции в виде некоторой интеграционной платформы с поддержкой специфичных для web-сервисов стандартов и технологий. Для разрешения этого вопроса в рамках развития системы «Электронное правительство» реализуется проект по созданию межведомственной интеграционной платформы системы «Электронное правительство». На сегодняшний день по осуществлению проекта закуплено и установлено серверное оборудование, разработано программное обеспечение и, на данный момент, ведётся установка системы на серверное оборудование и тестирование программного обеспечения платформы.
Итоговой целью внедрения системы «Электронное правительство» в Узбекистане является создание совершенного электронного аппарата государственного управления, способного значительно улучшить: возможности предоставления интерактивных услуг, систему отчетности и прозрачность деятельности органов власти, доступность услуг и их направленность на гражданина, информирование и результативное участие граждан страны в политическом процессе, полноценный свободный обмен информацией, поддержку и расширение возможностей самообслуживания граждан, а также повышение степени участия всех избирателей в процессах руководства и управления страной.