Последние несколько лет мы были свидетелями всплеска интереса к интернету вещей (ИВ) – сети подключенных «умных» устройств, которые беспрепятственно обмениваются информацией через интернет. Несмотря на то, что большое внимание в этом вопросе всегда было сосредоточено на развитии потребительских продуктов, некоторые из самых интересных инноваций ИВ произошли в бизнес-секторе, где сочетание данных и сложных аналитических алгоритмов позволило компаниям оптимизировать бизнес-процессы, повысить производительность и разработать новейшие передовые продукты.
Как и в любом зарождающемся секторе, ИВ сталкивается с большой неопределенностью, связанной с нормативными изменениями, потребительским спросом и технологическими достижениями. Для компаний многие вопросы в отношении полезности и влияния ИВ все еще остаются открытыми. Несмотря на это, на сегодняшний день некоторые организации добились скромных дополнительных преимуществ благодаря программам корпоративного ИВ. Не имея четких гарантий положительного влияния ИВ на бизнес, руководители с осторожностью относятся к увеличению инвестиций в данную технологию. Лишь немногие из них приступили к крупномасштабным инициативам, направленным на трансформацию их деятельности и предоставление новых продуктов и услуг.
Недавний опрос на эту тему, проведенный «McKinsey&Company», показал достаточно интересные результаты, но об этом позже. А пока остановимся на его методологии. Опрошенные респонденты представляли различные отрасли, в том числе нефтегазовую, аэрокосмическую, медицинскую и фармацевтическую, телекоммуникационную, сферу высоких технологий и розничную торговлю. При этом на момент проведения опроса все респонденты работали в компаниях, которые уже запустили некоторые инициативы по внедрению корпоративного ИВ.
Более 25% респондентов были заняты в исполнительном управлении, а остальные занимали руководящие должности в операционном отделе, производстве, инжиниринге, отделах ИКТ, управления продуктами, продаж. В опросе приняли участие лидеры малого и крупного бизнеса, 45% из которых работают в компаниях с более чем 25000 сотрудников. Годовой доход опрошенных компаний также охватывал широкий диапазон: от 10 до более 50 млрд долларов США.
По причине того, что опрос продолжается до сих пор, в настоящем материале представлены результаты пока только по 50 респондентам. Как минимум уже сейчас можно проследить некоторые тенденции, в том числе по проблемам внедрения ИВ и вопросам заинтересованности и готовности лидеров компаний к увеличению или уменьшению инвестиций в корпоративный ИВ.
Хотя корпоративный ИВ является относительно новой разработкой, 98% респондентов сообщили, что большинство компаний их отрасли включают внедрение корпоративного ИВ в их стратегические планы развития, в том числе связанные с повышением качества услуг, внедрением новых бизнес-моделей и созданием новых продуктов и услуг.
92% опрошенных заявили, что результаты внедрения ИВ в целом заметны в краткосрочной перспективе – либо путем совершенствования операций, либо путем предоставления компаниям возможности разрабатывать новые продукты со встроенными возможностями ИВ. Не менее важно, что 62% респондентов заявили, что ожидают значительного положительного воздействия корпоративного ИВ на организацию их работы в будущем. Это означает, что эффект от ИВ может быть гораздо больше в перспективе, чем те скромные улучшения, которые видны сегодня. 48 процентов респондентов сообщили, что руководители их компаний либо поддерживали, либо непосредственно сами участвовали во внедрении ИВ.
Очевидно, что корпоративный ИВ может влиять на развитие множества процессов в компании. Так, 40% опрошенных указали, что больше всего ИВ влияет на совершенствование сферы услуг, а 30% выбрали производство. В сфере услуг наибольшую ценность ИВ имеет в трех областях: прогнозировании, обслуживании и контроле/мониторинге. В производстве ИВ более всего полезен в оптимизации ресурсов и процессов (например, урожайность, пропускная способность, потребление энергии и т. п.), а также в вопросах использования активов и управления качеством.
Несмотря на эти обнадеживающие результаты, исследование выявило отдельные причины для беспокойства, особенно в отношении того, как компании используют данные ИВ на выходе. Так, респонденты согласились с тем, что информация, полученная от датчиков системы ИВ, была ценной – 60% опрошенных заявили, что система предоставляет довольно значимые сведения, например, демографические данные или покупательские шаблоны клиентов. Но почти то же число – 54% – утверждает, что компания использовала 10 и менее процентов от этой информации.
Исследование также выявило серьезные пробелы, которые могут ограничить потенциал развития корпоративного ИВ. Некоторые из проблем связаны с тем, что зачастую предприятия с трудом справляются с извлечением данных, их управлением и анализом. Следующий вопрос – возможности и мощности компаний. 70% респондентов отметили, что их компании еще не интегрировали решения по ИВ в свои с уществующие бизнес-процессы. Другими словами, они не используют ИВ для оптимизации повседневных рутинных задач.
Устранение этих пробелов может быть сложной задачей, потому что зачастую компании концентрируются на внедрении лишь одной программы корпоративного ИВ. При таком узком фокусе они не учитывают общую картину, включая организационные возможности и программы управления изменениями, необходимые для развертывания широкомасштабных проектов. Однако данная проблема постепенно теряет свою актуальность, так как все больше руководителей начинают осознавать ценность и значимость внедрения корпоративного ИВ.
В заключение хотелось бы отметить, что предварительные результаты опроса дают некоторые основания для оптимизма в отношении развития корпоративного ИВ. Так, респонденты в целом осознают его возможности, а компании продолжают увеличивать инвестиции. С учетом этого корпоративный ИВ в скором времени может добиться гораздо большего развития, чем есть сегодня, особенно в отношении повышения производительности, улучшения качества обслуживания клиентов и создания инновационных продуктов. Для этого руководители должны уделять корпоративному ИВ больше внимания в программах повышения потенциала компании и при планировании рабочей деятельности. Такие усилия помогут корпоративному ИВ еще больше укорениться в бизнесе и стать главным инструментом трансформационных изменений.