В настоящее время в нашей с тране проводится полномасштабная работа по внедрению ИКТ в различные сферы деятельности органов государственного и хозяйственного управления и субъектов предпринимательства. И это, в первую очередь, объясняется тем, что к преимуществам электронного документооборота (ЭДО) можно отнести сокращение трудовых затрат на подготовку и отправку документов, экономию на материалах, курьерских расходах, быстрый доступ к электронному архиву и удобный поиск.
Известно, что крупные организации сталкиваются с проблемами, связанными с зак лючением договоров и обменом первичными б ухгалтерскими документами (ПБД), в том числе актами, накладными и счет-фактурами. Переход на электронный обмен первичными документамипозволил бы кардинально изменить ситуацию. Многие руководители, так или иначе, сталкиваются с проблемой подписания огромных пачек счетов-фактур и актов для отправки своим контрагентам.
Но, несмотря на широкое применение электронного документооборота внутри организаций, отсутствует практика пересылки электронных документов между компаниями, хотя существующая нормативная база позволяет использовать ЭДО для заключения договоров и совершения сделок, осуществления расчетов, официальной и неофициальной переписки, а также обмениваться первичными бухгалтерскими документами. Информатизация и автоматизация процессов позволит не только оптимизировать процесс обмена, но и пользоваться всеми правами, предусмотренными законодательством.
Последние изменения в зак онодательстве выводят возможности электронного документооборота в Узбекистане на новый уровень и актуализируют деятельность информационных посредников, которые оказывают услуги, связанные с ЭДО.
Система юридически значимого электронного документооборота Faktura.uz является информационным посредником. Это новое направление в организации ЭДО между юридическими лицами.
Переход на электронный документооборот ПБД не требует пересмотра сложившейся стандартной практики работы. Несмотря на то, что некоторые внутренние процессы сейчас кажутся усложненными, переход на обмен через ЭДО поможет их упростить, как это уже случалось в ходе автоматизации бухгалтерии и финансового учета.
Не последнее место в этой работе занимает совершенствование информационных систем, посредством которых информационные посредники оказывают свои услуги. К примеру, в Faktura.uz клиенты могут загружать и подписывать электронные документы с помощью ЭЦП, отправлять их партнерам, а также контролировать статус отправки и доставки электронных документов.
На сегодняшний день в системе зарегистрировано более 3000 с убъектов малого и среднего бизнеса, также идет интеграция с такими крупными предприятиями, как Национальный оператор Uzmobile, с целью автоматизации процесса предоставления счетов-фактур абонентам. Это позволит организациям упростить процесс согласования, подписания и ежемесячной рассылки первичных бухгалтерских документов.
Актуальной также является интеграция системы документооборота Faktura.uz c бухгалтерскими программами, в основном 1С, и биллинг овыми системами различных предприятий. Для этого подготовлены модули расширения д ля седьмой и восьмой версий программы 1С.
Faktura.uz разрабатывает единую структуру электронного документа, которая содержит файл документа, ЭЦП, сертификаты подписантов и другую информацию. Проверка подписей возможна через Faktura.uz, кроме того, прорабатывается вопрос о верификации э лектронных документов на платформе PKI.uz – инфраструктуре открытых ключей ЭЦП Узбекистана.
Для оптимизации интеграции с ERP-системами специалистами была разработана XML-структура электронных счетов-фактур. Этот формат применяется для интеграции биллинговых систем через программный API интерфейс. Также были учтены вопросы маршрутизации в будущем электронных документов через различных информационных посредников.