Авиаиндустрия– одна из наиболее IT-зависимых отраслей. От этих решений зависят разные составляющие перевозки пассажиров: комфорт и безопасность на борту, коммерческая составляющая, качество сервиса и т. д. Зачем внедрять инновации и какими информационными системами сегодня пользуется НАК «Узбекистон хавойуллари» рассказали ее сотрудники.
– Какие билеты предпочитают покупать пассажиры – в бумажном или электронном виде? С чем это связано?
–НАК «Узбекистон хавойуллари» осуществляет продажу авиабилетов только в электронном виде. Основное преимущество электронных билетов заключается в экономии времени пассажиров. Также, приобретая электронный билет, можно быть спокойным за его сохранность: не нужно волноваться о том, что билет забыт или потерян, так как вся информация о перелете хранится в надежно защищенной информационной базе авиакомпании. При утере билета можно повторно распечатать маршрутную квитанцию. Кроме того,его покупка может осуществляться из любой точки мира.
–Как известно, в самолете нельзя пользоваться мобильными устройствами и любого рода гаджетами. С чем это связано (как объяснить это рядовому пассажиру)?
–Электронные приборы, находящиеся на борту воздушного судна, могут оказывать влияние на работу систем навигации и средств радиосвязи самолета. В целях обеспечения безопасности полетов запрещается пользоваться электронными приборами во время руления, взлета, набора высоты, снижения и посадки самолета, а мобильными телефонами и гаджетами – в течение всего полета.
– Многие мировые авиакомпании предлагают на своем борту Wi—Fi. Стоит ли ожидать подобного веяния на борту самолетов «Узбекистонхавойуллари»?
–Система стандартов качества обслуживания пассажиров НАК «Узбекистон хавойуллари» предусматривает услугу Wi-Fi на борту самолетов. В будущем пассажиры НАК смогут воспользоваться этой услугой.
–Какие IT-решения (информационные системы, интерактивные услуги) внедрены в НАК «Узбекистон хавойуллари»?
–На сегодняшний день в компании внедрено множество информационных систем, направленных как на автоматизацию производственных процессов, так и на информатизацию управленческих задач. Помимо использования международных информационных систем в области инженерно-технической, аэронавигационной и коммерческой деятельности авиакомпании также успешно используются продукты отечественных разработчиков и отдельные проекты собственной разработки. Так, в 2014 –2015 годах согласно постановлению Президента от 3 апреля 2014 года №2158 «О мерах по дальнейшему внедрению информационно-коммуникационных технологий в реальном секторе экономики» в НАК «Узбекистонхавойуллари» внедрены шесть проектов. В частности, это «Информационная система по управлению персоналом, включая кадровый учет и управление трудовыми ресурсами», «Программное обеспечение по оперативному контролю депозита авиакасс», «Информационная система по учету и подготовке отчетных данных по наличию и движению горюче-смазочных материалов», «Программа электронного планирования летной деятельности», «Программное обеспечение для предоставления информации о статусе розыска багажа в режиме онлайн» и «Система онлайн-бронирования и онлайн-продажи авиабилетов». Последние два проекта реализованы собственными силами авиакомпании и представлены в виде интерактивных услуг на корпоративном веб-сайте.
– Какие планы существуют в этом направлении?
–В планах НАК «Узбекистонхавойуллари»комплексное развитие проектов в IT-сфере. В ближайшей перспективе в авиакомпании намерены развивать имеющиеся информационные системы и в зависимости от потребностей продолжать внедрять новые. В настоящее время ведутся работы по внедрению системы предварительного бронирования мест в салоне самолета при покупке авиабилета. Запланирована модернизация системы корпоративною электронного документооборота, информационной системы электронной библиотеки нормативных документов НАК, развитие системы онлайн-бронирования и онлайн-продажи авиабилетов. Также с вводом в эксплуатацию в 2016 году самолетов нового типа Boeing-787 «Dreamliner» будет организован соответствующий комплекс IT-решений в области линейного технического обслуживания воздушного судна такого типа.
–Какие IT-инструменты применяются на борту самолетов и в аэропортах?
–Национальная авиакомпания предлагает пассажирам на борту воздушного судна послушать любимую музыку, посмотреть фильмы, ознакомиться с информацией об авиакомпании, совершить виртуальное путешествие по городам нашей страны. Современная система полетной информации VOYAGER, действующая в режиме онлайн, расскажет вам о скорости полета, температуре за бортом, времени, оставшемся до пункта назначения, точном времени прибытия, а также другую информацию, связанную с полетом. По карте полета в режиме онлайн можно проследить маршрут самолета. Новый самолет авиакомпании 767-300ER оборудован современной системой eX2 для развлечения пассажиров в полете. Пульт дистанционного управления и индивидуальный 15-дюймовый цифровой экран позволяют включать, останавливать и перематывать вперед развлекательные программы. С помощью множества каналов мультимедийной системы можно с собственной флеш-карты послушать музыку, посмотреть фильм или любимые фотографии, поиграть в видеоигры. Пассажирские кресла бизнес-класса оснащены индивидуальными источниками питания с параметрами 110VAC, к которым можно подключить портативный компьютер или iPod, а также можно зарядить свой телефон.
–Какие инновации ожидаются в будущем в нашей авиации?
–С поступлением новой авиационной техники, строительством новых терминалов, модернизацией инфраструктуры, несомненно, будут внедрены инновационные IT-проекты, нацеленные на максимальное удовлетворение потребностей пассажиров при соблюдении высоких стандартов качества и безопасности полетов.