Инновации при устройстве ребенка в детский сад

По данным Министерства народного образования Республики Узбекистан, в среднем каждый год в детские сады поступают более 185 тысяч детей. И теперь занять очередь в детский сад можно будет онлайн. Через ЕПИГУ можно подать заявление, прикрепив необходимые до­кументы. Но при этом есть ряд проблем, решив которые, можно облегчить порядок оказания услуги и сделать ее более удобной и востребованной.

По общему правилу, детские сады при­нимают детей в возрасте от двух до 6 – 7 лет. Места обычно распределяются летом, после того, как заканчивается учебный год. В это время в детских садах заверша­ется учебный процесс, проходят выпуск­ные утренники, маленьких выпускников отправляют в школу, а освободившиеся места достаются ребятишкам, стоящим в очереди.

Принимают детей по решению при ­емной комиссии при отделах методи­ческого обеспечения и организации деятельности учреждений народного образования, которые создаются по ре­шению хокимиятов районов (городов), с учетом соответствующего медицинского заключения.

Приемная комиссия принимает заяви­телей дважды в неделю – по вторникам и пятницам. Необходимые документы:

  • заявление о выдаче направления в дошкольное учреждение;
  • копия свидетельства о рождении ребенка;
  • копия паспорта отца или матери ребенка;
  • справка из органов самоуправления граждан по месту жительства о прожива­нии настоящей семьи по данному адресу;
  • справка с места работы родителей (за­меняющих их лиц). Исключением являют­ся неработающие родители.

При себе нужно иметь оригиналы паспорта одного из родителей и свидетель­ства о рождении ребенка.

Родители детей, которые имеют право на льготу по данной услуге, обязаны до­полнительно к общему пакету документов предоставить в приемную комиссию до­кументы, подтверждающие обстоятельства, которые дают им льготное право.

Сейчас вся процедура от подачи заяв­ления до принятия в детский сад занимает семь шагов:

1-й шаг. Подача родителями докумен­тов в районо.

2-й шаг. Проверка документов прием­ной комиссией районо.

3-й шаг. Постановка в очередь на при­ем. Приемная комиссия может в порядке исключения принимать вне очереди детей, родители которых оказали благотвори­тельную помощь по улучшению матери­ально-технической базы детского сада. Контингент таких детей не должен превы­шать 20% от общего количества.

4-й шаг. Приемная комиссия принимает граждан по вопросу выдачи направлений в детские сады два раза в неделю – во вторник и пятницу. Заявления рассматри­ваются в течение семи дней. О принятом решении заявителей уведомляют в тече­ние трех дней.

5-й шаг. Если в выбранном родителями детском саду отсутствуют свободные места, ребенок ставится в очередь на прием в этот детский сад либо выдается направле­ние в другой ближайший детский сад со свободными местами.

6-й шаг. Родители лично приходят в приемную комиссию и забирают направ­ление.

7-й шаг. Родители предоставляют на­правление в детский сад в течение 15 дней после получения. Если в этот срок направление не было предоставлено, оно теряет свою силу и родители должны обратиться в районо с просьбой обновления срока направления.

Эта государственная услуга является социальной, но родители вправе до школь­ного возраста самостоятельно выбирать форму дошкольного образования и обу­чать своих детей как в негосударственных детских садах, так и дома.

В оказании этой услуги задействованы Министерство народного образования, Министерство юстиции, Государственный центр персонализации. Но на данный мо­мент основная информационная система (далее ИС), с помощью которой предпо­лагается оказание этой услуги, находится на стадии разработки и будет реализована только в I квартале 2020 года, в то же вре­мя второстепенные ИС уже реализованы.

НЕСКОЛЬКО ПРОБЛЕМНЫХ ФАКТОРОВ

Нормативно-правовые

Обычно помимо направления прием­ной комиссии детский сад требует еще ряд документов. Эти действия заведующих не подкреплены нормативно и расценива­ются как превышение своих полномочий. Поэтому перечень документов, закреплен­ный законодательно, позволит избежать спорных вопросов.

Технические

До сих пор отсутствует база данных по дошкольным учреждениям, их воспи­танникам и лицам, подающим документы, находящимся в очереди. В результате секретарь приемной комиссии ведет не­сколько тетрадей: тетрадь для фиксиро­вания направлений согласно решениям приемной комиссии; отдельная тетрадь для лиц, которые находятся в очереди.

345435-1

Предлагаем по всем этим категори­ям создать единую базу, которая будет относиться именно к ребенку, а не к учреждению, его статусу и т. п. При автома­тизации услуги необходимо перевести все тетради в электронный формат – то есть вся информация должна будет вводиться в единую базу данных по дошкольным образовательным учреждениям. При этом лиц, которые стоят в очереди, необязатель­но хранить в отдельной базе, их можно учитывать в одной базе, но с отдельными отметками. Также освобождение мест в каждом дошкольном учреждении можно фиксировать там же, и база сама будет выдавать первую семью, которая стоит в очереди.

Рекомендуется более подробно про­писать порядок постановки в очередь и готовиться к тому, что в будущем инфор­мационная система сможет сама ставить в очередь всех родившихся детей, родители которых изъявят желание отдать ребенка на воспитание в государственный дет­ский сад. Это даст возможность к моменту исполнения ребенку двух лет закрепить за ним место в ближайшем детском саду. Благодаря такому подходу легче будет планировать набор в детские сады и более прозрачно распределять места для детей.

Организационные

Информация о распределении жилых домов по микрорайонам нигде не публику­ется, в результате родители не всегда знают, в какой сад они имеют право отдать ребенка.

Справка с работы требуется для удо­стоверения того, что ребенок имеет право на льготы при поступлении в детский сад. В итоге даже те родители, которые не претендуют на получение льгот, обязаны приносить такую справку.

В детских садах отсутсвует IT- инфра­структура (компьютеры, сеть), поэтому нет возможности в автоматизированном режи­ме проследить наличие свободных мест и места в очереди.

Как может оказываться такая услуга с учетом ее автоматизации и перевода в электронный формат:

1-й шаг. Родители лично предъявляют че­рез ЕПИГУ или официальный веб-сайт МНО заявление в приемную комиссию районо.

2-й шаг. Приемная комиссия в случае подачи письменного заявления вносит информацию в ИС, через которую осущест­вляется проверка наличия свободных мест. Если места закончились, ИС автоматически выдает родителям две опции:

а) запись в очередь. При этом заявите­ли, имеющие льготное право на получение направления, перемещаются системой в верх списка и принимаются в первооче­редном порядке;

б) предложение по размещению ре­бенка в другие ближайшие детские сады или другие наиболее оптимальные учреж­дения.

3-й шаг. Заявка регистрируется в ИС. В зависимости от того, какую опцию выбрали родители ребенка, в ИС делается соответ­ствующая запись по устройству ребенка в то или иное общеобразовательное учреждение.

4-й шаг. Приемная комиссия через систему межведомственного взаимодей­ствия запрашивает дополнительную ин­формацию (свидетельство о рождении из базы данных ЗАГСа, справка о состоянии здоровья из базы данных Министерства здравоохранения РУз). Если же имеются какие-либо несоответствия, то родителям направляется соответствующее уведомле­ние для принятия мер по их устранению.

5-й шаг. В случае соответствия инфор­мации требованиям система проверяет совпадение полей заявления и запраши­ваемой информации и вносит ребенка в список. Создается уведомление о приня­тии ребенка в дошкольное общеобразовательное учреждение, ему присваивается порядковый номер и отправляется роди­телям.

Далее соответствующая информация отправляется в детские сады (списки могут направляться еженедельно через факс, e-mail или другие средства связи). На основании полученного уведомления и порядкового номера ребенок принимается в детский сад.

В рамках совершенствования законода­тельства при передаче направления в дет­ский сад для того, чтобы у родителей руко­водство детского сада не требовало пакет дополнительных документов, предлагается официально оформить эти действия, так как исчерпывающий перечень документов позволит избежать спорных вопросов.

СОЗДАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ ИЛИ СИСТЕМ

В оказании услуги информационные системы и базы данных должны выполнять функции в соответствии с приведенной таблицей.

98989

Упрощение и автоматизация долж­ны сделать услугу по устройству детей в дошкольные учреждения прозрачной, удобной и эффективной. Ведь это позволит сократить живую очередь и упорядочить очередность, сделать максимально откры­той информацию для родителей о факти­ческой очередности в дошкольные учреж­дения, устранить даже малейшие намеки на коррупционный характер приема детей в детские сады в обход очередности.