Развитие роботизации в Узбекистане

Во всем мире применение роботов – это уже не ноу-хау, а технология, без которой не обходится ни одно серийное производство. В то время как во всем мире роботы обслуживают посетителей кафе, пишут книги и оперируют людей, в Узбекистане только начинают понимать перспективы развития робототехники. 

В нашей стране сегодня роботов можно встретить разве что на выставках. Но в данном случае речь идет не о роботах, готовых справляться со сложными задачами, а о механизмах, выполняющих простейшие функции (поднять предмет, пройти по заданной траектории и т. п.) Но, несмотря на это, роботы все-таки задействованы на производстве, хотя и не в таком объеме, как хотелось бы.

В последнее время появляется множество новостей о возможном развитии этого направления. Например, по словам заместителя премьер-министра Азиза Абдурахманова, за 2021-2023 годы в медицинских учреждениях страны появится роботизированная хирургия. Еще одна новость, связанная с медицинской робототехникой, – компания «Эйдос-Медицина» планирует наладить в Ташкентской области сборочное производство медицинских роботов-симуляторов.

На рынке уже действует несколько компаний, занимающихся производством роботов. Еще в прошлом году в технопарке «Яшнабад» был запущен проект по их производству, к сожалению, пока только на экспорт. Одна из разработок – это робот Adolt, помогающий людям ориентироваться в незнакомом городе. Он может отвечать на стандартные вопросы, показывать изображения и запоминать увиденное. Еще одна компания, Illumination Technology, занимается созданием роботов-промоутеров и роботов-аниматоров.

Лола Султанова, генеральный директор Illumination Technology:

– В Узбекистане впервые за много лет стали уделять пристальное внимание технологиям и инновациям, в частности робототехнике. У нас сформирован образ робота только как человекоподобной машины с руками и ногами, способной ходить и разговаривать. Но это не так. На сегодняшний день роботы помогают нам во многих сферах деятельности. Автоматизированные линии на производстве, бионические протезы в медицине, роботы-саперы или автоматические   системы пожаротушения – все это робототехника. Основная работа нашей команды – это проектирование и разработка программируемых электронных устройств в сфере робототехники.

Все этапы производства электронных устройств мы реализуем сами. Сначала формируется идея, которую нужно задокументировать в техническом задании. Следующий этап – проектирование макета печатной платы и ее изготовление. Затем мы пишем программу для устройства, делаем монтаж печатной платы и производим наладку будущего робота. Это огромная работа, и чем сложнее проект, тем больше времени он занимает.

За время работы мы вывели несколько своих разработок на рынок. Одна из них – роботы-аниматоры (Ali, Diablo). Они представляют собой интерактивные электронные костюмы, внутри которых находится человек-аниматор, управляющий костюмом и всей электроникой. Вторая разработка – робот-промоутер Kiki. Это человекоподобный робот, созданный совместно с российскими инженерами.

Тимур Азаматов, основатель школы робототехники Robokidz:

– Для начала давайте разберемся, что вообще такое робот. Это устройство или программа, предназначенная осуществлять различного рода операции в соответствии с заложенными в нее алгоритмами. Робототехника уже применяется в нашей жизни повсеместно: это и системы умного дома с автоматизированными элементами, и игрушки для детей, даже посудомоечная машина – это робот, моющий за вас посуду. Использование роботов настолько естественно, что мы его просто не замечаем.

На текущий момент ввиду достаточно плачевной ситуации в сфере среднего специального образования на рынке труда Узбекистана появилось огромное количество  низкоквалифицированной и низкооплачиваемой рабочей силы. Из-за высоких таможенных пошлин узбекское производство позволяет использовать ручной труд на сборочных линиях и в других производственных процессах. Эта ситуация изменится с ростом конкуренции, экономией издержек и уменьшением маржинальности. На сегодняшний день роботов можно наблюдать только на производстве с большим серийным выпуском продукции (GM Uzbekistan) или на вредоносном производстве (производство алюминиевых радиаторов Lider Line).

Применение робототехники в бизнесе дает целый ряд преимуществ, от автоматизации процессов до точности и качества продукта. Со временем роботы будут внедряться везде, где это возможно. Мне часто задают вопрос: «Какие профессии «умрут» в ближайшее время?» И мой ответ: «Все, где можно смоделировать процесс и предсказать результат».

Основная проблема развития роботизации в стране заключается в высокой стоимости технологий и низком качестве производственной продукции. При формировании крупных производственных предприятий с огромными мощностями автоматизация и роботизация не заставят себя ждать.

Множество разработок в сфере робототехники появляется еще на стадии обучения в университетах. Если говорить о популяризации робототехники среди учащихся, то стоит отметить проект Digi Girlz от компании Microsoft. Эта программа направлена на привлечение в сферу высоких технологий девушек-специалистов. В этом году данная программа впервые начала работать в Узбекистане. В рамках Digi Girlz старшая группа девушек (15-17 лет) под руководством тренеров создала роботизированную руку. Для этого девушки использовали картон, проволоку, аппаратуру Adruino и свои знания программирования. В результате трехдневного тренинга юные специалисты презентовали «роборуку» и возможности ее применения. Были предложены варианты использования данного девайса в сфере обороны, в быту и, конечно же, в медицине, в т. ч. для интерпретации языка глухонемых. По окончании программы этот проект был улучшен – «роборуку» распечатали на 3D принтере.

Образовательная робототехника популярна во всех развитых странах. Обучение детей робототехнике формирует у них критическое мышление, креативность, прививает любовь к инженерным специальностям уже в раннем возрасте. Думаю, со временем подобные программы появятся и в общеобразовательных школах. В Узбекистане это пока доступно только в частных образовательных учреждениях или в системе дополнительного образования.

Основная задача курсов робототехники для детей – это реализация и развитие творческого и технического потенциала ребенка. Окунаясь в мир робототехники, фантазия ребенка получает неограниченный пространством и временем полет. Порой дети собирают футуристических роботов из подручных материалов и мастерят различные устройства из сломанной аппаратуры.

В Robokidz дети проходят обучение в группах по 10-12 человек. На занятиях дети работают в парах с наборами Lego, специально разработанными для этих целей. Важно отметить, что наборы, используемые для обучения детей 10-14 лет, применяются в Туринском университете (на 3-4-х курсах).

Наши ученики регулярно выступают на соревнованиях. Мы проводим отборы в каждой группе, и по их итогам дети проходят на городские, а потом и на международные соревнования. Наши ученики часто занимают почетные места, и в этом основная заслуга преподавателей. Для повышения квалификации наших учителей к нам приезжают специалисты из компании Lego. Также наши преподаватели подтягивают свои знания на специальных уроках.

Что касается соревнований, то в основном они проходят за рубежом. Но бывает, что турниры проходят и у нас. Также существует Всемирная олимпиада по робототехнике World Robot Olympiad. В 2016 году WRO проходила в Индии. Мы заняли на ней 82-е место среди 150 стран. Также мы участвуем в российской олимпиаде под названием Robofest.

Сегодня на рынке Узбекистана есть всего три школы робототехники, в то время как в Казахстане их уже более 20. Конкуренция постепенно растет, и мы рады, что не мы одни хотим обучать наших детей робототехнике.