Фактически ушли в историю системы начального уровня – такие, как «Банк – клиент», основанные на прямом подключении через модемы. Бурное развитие технологий автоматически определило необходимость внедрения мобильного банкинга. Начали продвигаться технологии дистанционного банковского обслуживания (SMS-банкинг, интернет-банкинг, в том числе осуществление мобильных платежей и т. д.). Сегодня через мобильные приложения банки предоставляют своим к лиентам услуги как информационного характера, так и д ля осуществления платежей.
Еще одним ключевым направлением развития IT в банках считаются аналитические инструменты и системы поддержки принятия решений. Банкам нужны более мощные системы аналитики и отчетности для прогнозирования и вывода на рынок новых продуктов. Для продуктивного функционирования сегодня нужно внедрять такие системы и решения, которые позволяли бы уменьшать время приема платежей, обслуживания в сберегательных кассах, быстрее рассматривать вопросы выдачи кредитов, как можно раньше идентифицировать клиентов для оперативного обслуживания по счетам, пластиковым картам и так далее.
IT-системы Центрального банка
Общее число пользователей систем дистанционного управления банковскими счетами на 1 января 2017 года достигло 2 042 111, что в два раза превышает их число в начале прошлого года.
В Центральном банке используется ряд профильных информационных систем. Центр расчетов Единого корреспондентского счета обеспечивает проведение межбанковских электронных платежей между банками республики через их единые корреспондентские счета на основе валовых расчетов. Интегрированная автоматизированная банковская система предназначена для автоматизации хозяйственной деятельности Центрального банка и включает в себя учет операций по счетам клиентов расчетно-кассового центра, учет материальных и нематериальных активов, бюджет банка, учет эмиссионно-кассовых операций и осуществления операций с валютой, драгоценными металлами и другое.
Информационное хранилище банковской системы консолидирует банковскую информацию с последующим ее использованием для анализа деятельности банковского сектора, принятия финансовых и управленческих решений. Информационная система Национального института кредитной информации делает возможным осуществление функций банковского надзора, анализ изменений кредитной политики, определение состояния кредитного портфеля коммерческих банков. В системе ЦБ работают и другие информационные системы, предназначенные для решения профильных задач.
Распределение платежей, осуществленных через клиринговую систему Центрального банка, в разрезе получателей средств в 2016 году
Интерактив в ЦБ
Основные государственные услуги, оказываемые Центральным банком (регистрация банков и получение лицензии на право проведения банковских операций и другие), не могут быть в полной мере интерактивными. Это связано с тем, что в Указе Первого Президента Республики Узбекистан от 18 июля 2012 года №УП–4455 «О мерах по дальнейшему кардинальному улучшению деловой среды и предоставлению большей свободы предпринимательству» было специально оговорено «за исключением кредитных учреждений». Однако среди оказываемых Центральным банком государственных услуг есть три, которые, согласно Приказу Президента Республики Узбекистан от 1 февраля 2017 года №ПП–2750 «О дополнительных мерах по совершенствованию механизмов оказания государственных услуг субъектам предпринимательства» начнут поэтапно оказываться по принципу «Единое окно»: выдача регистрационного удостоверения на работу с драгоценными металлами и драгоценными камнями (в 2017 году), выдача свидетельства о регистрации генерального агента (в 2019 году), выдача разрешения на открытие юридическими лицами-резидентами счетов за границей (в 2020 году).
Исходя из требований Закона «Об обращениях физических и юридических лиц», на официальном веб-сайте Центрального банка в 2014 году появился функционал «Онлайн-обращения». С ноября 2016 года, после доработки, эта функция работает как «Виртуальная приемная Председателя Центрального банка» для непрерывного приема обращений физических и юридических лиц. Основной задачей виртуальной приемной является решение возникающих на местах вопросов, создание возможности для обращения физических и юридических лиц со своими предложениями по усовершенствованию банковской сферы.
- Система защиты информации совместно с другими службами операционной системы выполняет следующие функции для обеспечения информационной безопасности в банковской системе:
- идентификация, аутентификация и авторизация субъектов и объектов системы – для подтверждения подлинности субъекта, законности его прав на определенные действия, а также для обеспечения работы субъекта в системе;
- контроль входа пользователя в систему и управление паролями и ключами ЭЦП;
- регистрация и протоколирование, аудит. Эти функции обеспечивают получение и анализ информации о состоянии ресурсов системы с помощью специальных средств контроля, а также регистрацию действий, признанных администрацией потенциально опасными для безопасности системы;
- криптографическая защита данных. В банковской информационной системе используются сертифицированные средства криптографической защиты информации, в том числе электронная цифровая подпись. Центральный банк может устанавливать единые правила применения средств криптографической защиты информации в банковской информационной системе и другие.
Количество выпущенных в обращение банковских карт на 1 января (в тысячах)
Для предотвращения утечки информации используется лицензионное программно-аппаратное обеспечение (системы Data Loss Prevention), предназначенное для отслеживания и блокирования попыток несанкционированной передачи данных за пределы корпоративной сети в банковской системе. Также DLP-система может выполнять функции по отслеживанию действий пользователей, записи и анализу их коммуникаций через e-mail, социальные сети, чаты и т. д.
Планы на 2017 год
Проект «Создание клиринговой системы розничных платежей в режиме реального времени с учетом дальнейшей интеграции с биллинг-системами поставщиков услуг» является частью комплекса информационных систем Электронного правительства. В 2014 – 2016 годах обеспечена интеграция клиринговой системы Центрального банка с ИС Государственного налогового комитета, биллинговыми системами АО «Узбекэнерго», АК «Узтрансгаз», государственных унитарных предприятий «Махсустранс», «Тошиссиқкуввати», «Сувсоз», операторов мобильной связи «Unitel», «Rubicon Wireless Communication», филиалом «УзМобайл» АК «Узбектелеком», а также «NetTelevision».
По состоянию на 1 февраля 2017 года, количество выпущенных в обращение банковских карт достигло 19 млн 523 тыс штук.
Сумма платежей, осуществленных посредством клиринговой системы в 2016 году, составила более 1,95 трлн сумов, в том числе по ведомствам и организациям – АО «Узбекэнерго» 496,30 млрд сум. (25,35%), АК «Узтрансгаз» 630,73 млрд сум. (32,22%), Казначейство Министерства финансов 522,56 млрд сум. (26,69%), платежи по налогам 236,84 млрд сум. (12,10%), Государственный таможенный комитет 13,68 млрд сум. (0,7%) и платежи по другим услугам 57,62 млрд сум. (2,94%). За полтора месяца 2017 года сумма платежей, проведенных посредством клиринговой системы, уже превысила 0,55 трлн сумов.
В текущем году продолжится целенаправленное развитие клиринговой системы расчетов Центрального банка. Особое внимание обращается на своевременное внедрение совместного с Торгово-промышленной палатой Узбекистана и УП «SSP MAROQAND» проекта реализации возможностей оплаты государственных пошлин в системе государственной регистрации и постановки на учет субъектов предпринимательства, а также подключение биллинговой системы ГСБДД для приема оплат штрафов ПДД. Кроме того, начнут осуществляться платежи следующих поставщиков услуг: ГУП «Сувокава» Андижанской, Ферганской и Наманганской областей, АО «Хоразм иссиклик манбаи». Учитывая социальную направленность клиринговой системы Центрального банка, а также в целях развития платежей в сфере P2P и снижения комиссии существующих систем розничных платежей планируется разработка альтернативного решения для осуществления переводов между физическими лицами на базе клиринговой системы ЦБ.
Также, кроме получивших широкое распространение дебетовых пластиковых карт, позволяющих держателю распоряжаться денежными средствами в пределах остатка на соответствующем карточном счете для оплаты или получения наличных денежных средств, банки будут рассматривать возможность применения кредитных банковских карт, позволяющих держателю осуществлять операции сверх остатка средств на карточном счете.