Об информационных системах, внедренных в деятельность аэропорта «Ташкент» имени Ислама Каримова, ИТ-технологиях, используемых в работе «Узбекистон хаво йуллари», об интерактивных услугах, внедрение которых планируется на сайте uzairways.com, а также о планах на будущее в интервью ICTNEWS рассказал начальник отдела координации и развития ИКТ авиакомпании «Узбекистон хаво йуллари» Бахтиёр Худайбердиев.
Расскажите, пожалуйста, о развитии ИКТ-инфраструктуры аэропорта.
– Наряду с развитием технологического и технического обеспечения деятельности аэропорта, безусловно, росла и потребность в автоматизации и внедрении соответствующих информационных систем. Речь идет как о специализированном авиационном программном обеспечении, так и о большом списке сопутствующих и «периферийных» систем. При этом мы, разумеется, охватываем весь спектр функций и услуг аэропорта: наземное обслуживание, диспетчеризацию, аэронавига-цию, техническое обслуживание воздушных судов и т. д.
На сегодняшний день в деятельности международных аэропортов республики мы с успехом применяем комплекс систем для обслуживания пассажиров, их регистрации на рейс, обработки грузов, центровки, а также прочие производственные системы и управленческое, финансово-отчетное программное обеспечение.
При этом в целях обеспечения необходимого уровня информационной безопасности технического обеспечения и бесперебойного функционирования аэропорты используют собственные физические каналы передачи данных.
Какие информационные системы используются в международном аэропорту «Ташкент» имени Ислама Каримова?
– Столичный международный аэропорт им. Ислама Каримова – крупнейшая воздушная гавань Узбекистана, которая является базовой для Национальной авиакомпании «Узбекистон хаво йуллари». При этом в аэропорту также обслуживаются многочисленные рейсы зарубежных авиакомпаний.
Ключевыми здесь, конечно же, являются системы регистрации пассажиров, багажа и грузов. Для оптимизации пространства в залах регистрации, например, внедрена платформа для обеспечения возможности использования каждой стойки регистрации под разные системы, в зависимости от того, какой рейс (и чьей авиакомпании) в данное время обслуживается. Помимо этого, в аэропорту также функционирует комплекс информационных систем операционной, производственной, управленческой и финансово-аналитической деятельности аэропорта.
Все эти системы – это в большинстве своем зарубежные разработки? Внедряете ли вы отечественные решения?
– Вы правы, в большинстве случаев все программное обеспечение является продукцией зарубежных компаний-разработчиков. Это связано с тем, что на сегодняшний день в стране отсутствуют отечественные разработчики специализированного программного обеспечения в области гражданской авиации. Так как Национальная авиакомпания «Узбекистон хаво йуллари» начала свою международную деятельность (рейсы в страны ближнего и дальнего зарубежья) в начале 90-х годов, то мы не могли полагаться на рынок местных компаний-разработчиков. Вдобавок, нам были необходимы системы, тесно интегрированные с международными платформами по продажам, регистрации, аэронавигации и т. д.
Несомненно, отечественные предложения в области построения и внедрения информационных систем нам также интересны, и по мере необходимости авиакомпания и аэропорты прибегают к услугам местных специалистов. Однако, принимая во внимание специфику деятельности авиакомпании, неразрывно связанную с безопасностью полетов, а также необходимую интеграцию с международными информационными системами в части гражданской авиации, собственные решения применяются лишь на отдельных участках бизнес-процессов. К таковым, например, можно отнести систему опознания невостребованного багажа (представлена в виде сервиса на корпоративном веб-сайте авиакомпании) – собственную разработку Национальной авиакомпании. При этом для непосредственно розыска багажа используется единая международная платформа.
Одним из актуальных направлений развития ИКТ в гражданской авиации являются автоматизированные системы обслуживания пассажиров. Что представляет собой подобная система в международном аэропорту столицы?
– Безусловно, это так. Равно, как и в других международных аэропортах мира, будущее исключительно за максимально автоматизированными системами обслуживания пассажиров. К сожалению, на сегодняшний день ввиду определенных организационных и нормативных трудностей, а также невозможности физически расширить пространство здания международного терминала (введенного в эксплуатацию еще в 70-е годы прошлого столетия для обслуживания только региональных рейсов) мы не можем предоставить пассажиру такие общепринятые и популярные сервисы, как онлайн-регистрация или стойка самостоятельного оформления и сдачи багажа.
При этом Национальная авиакомпания уже приступила к проработке внедрения подобных систем. В краткосрочной перспективе мы намереваемся внедрить механизм по предоставлению пассажирам возможности ускорить процесс регистрации на рейс. На данной стадии мы активно рассматриваем несколько вариантов реализации: начиная от внедрения онлайн-регистрации и ввода технологии QR-кодов до установки терминалов репринтинга или полноценных киосков «саморегистрации». Опять-таки для разрешения подобных задач нам еще предстоит много работы в области организационной и правовой составляющих – процесс очень сильно затрудняет отсутствие необходимых миграционных регулирующих органов и нормативных документов. В свою очередь, для таких задач, как самостоятельное оформление багажа, необходима соответствующая развитая система автоматической обработки, которая требует развертывания объемной инфраструктуры в здании терминала. В скором времени Национальная авиакомпания приступит к тестированию подобных систем, которые планируется развернуть уже в новом терминале для международных направлений «Ташкент-4».
Когда появится Wi-Fi в зоне до прохождения паспортного контроля? Входит ли в планы «Узбекистон хаво йуллари» организация продаж местных сим-карт туристам в аэропорту? А также будут ли созданы информационные киоски для вызова такси?
– Все вышеперечисленные дополнительные услуги являются неотъемлемыми составляющими концепции развития аэропортов республики на ближайшее время. Более того, данные мероприятия также включены в соответствующие правительственные программы по развитию туризма в Узбекистане.
Буквально в эти дни ведутся активные переговоры с компаниями-провайдерами данных услуг. Также начата работа по предварительному изучению доступных локаций в международном аэропорту города Ташкента им. И. Каримова для размещения необходимого оборудования. В первую очередь мы намереваемся максимально развить соответствующую инфраструктуру в центральном аэропорту страны, на долю которого приходится наибольший пассажиропоток. При этом планируется постепенно развивать в этом плане и воздушные гавани в регионах. Организация доступа к сети Wi-Fi предусмотрена во всех терминалах столичного аэропорта, включая вводимый в скором времени в эксплуатацию новый терминал для международных рейсов. При этом стоит отметить, что в аэропортах Самарканда и Бухары доступ к сети Wi-Fi уже предоставляется, но пока в тестовом режиме.
Какие ИК-технологии используются в работе аэропорта, не связанной с обслуживанием пассажиров?
– Если мы говорим про аэропорт не с позиции маршрута прохождения пассажира, а рассматривая его как объемный и сложный механизм, то в настоящий момент аэропорт представляет собой огромный комплекс разрозненных и взаимоинтегрируемых систем. В первую очередь все непосредственные производственные авиационные процессы имеют не только соответствующее оборудование, но и, конечно же, программное обеспечение и целые информационные системы.
Среди них комплекс аэронавигационных, радиолокационных и диспетчерских систем, многочисленные системы авиационной и режимной безопасности, системы розыска и сканирования багажа, центровки воздушных судов, обработки багажа, система контроля использования и движения горюче-смазочных материалов, а также целый ряд информационных платформ для управленческой и финансовой деятельности.
Ваши планы развития на ближайший год? Какие интерактивные услуги планируется внедрить на сайте uzairways.com?
– Национальная авиакомпания «Узбекистон хаво йуллари» в настоящий момент разрабатывает новую концепцию развития, делая солидный акцент на повышение качества сервиса. В рамках этой программы нами будет кардинально пересмотрен механизм взаимодействия с клиентами компании, предоставления дополнительных видов услуг, повышения уровня автоматизации и интерактивности действующих сервисов.
Для начала будет модернизирован непосредственно сам корпоративный веб-сайт авиакомпании (www.uzairways.com). Мы намереваемся интегрировать его с рядом корпоративных информационных ресурсов, тем самым предоставив больше полезной и удобной в плане интерактивности информации для пассажиров и партнеров авиакомпании. При этом параллельно будут развиваться и другие каналы взаимодействия и информирования: полноценный контакт-центр, а также мобильное приложение. Помимо этого, планируется расширение возможностей в рамках программы лояльности авиакомпании.
Вместе с тем хочу отметить, что уже сейчас на сайте авиакомпании внедрен и активно применяется комплекс различных интерактивных сервисов, например, бронирование и приобретение авиабилетов (посредством Uzcard и Visa), предварительный выбор места на борту, услуги по расчету тарифа, трекингу грузовых перевозок, опознанию невостребованного багажа и многое другое.