За и против: нелегкий путь роботов

Трендами последних лет, несомненно, стали искусственный интеллект, роботизация и всевозможные дроны. Шаг за шагом крупные компании начинают все больше вовлекать в свое производство роботов. При этом неважно, идет ли речь о промышленном производстве или сортировке больших массивов данных. Пока самые умные «робоиндивиды» получают гражданство, давайте разберемся, в чем плюсы и минусы этого веяния.

Многие бизнес-структуры давно задумываются о развитии роботизации у себя на производстве. Одним удавалось достичь значительных результатов в бизнес-процессах, другие терпели фиаско. Поэтому все больше предпринимателей задаются вопросом «Стоит ли игра свеч?».

Автоматизация может применяться практически в любой сфере – от промышленности до медицины – для оптимизации тех или иных процессов. Роботы используются для любых ручных, повторяющихся и следующих определенному расписанию операций, которых немало даже там, где идет непосредственная работа напрямую с людьми. Машины значительно ускоряют время производства, а также снижают вероятность ошибок, присущих человеку. Отдавая рутинную работу роботам, персонал может больше времени посвятить творческим и стратегическим задачам, что, несомненно, будет отражаться на эффективности деятельности организации. Но, несмотря на очевидные плюсы, компании не спешат обзаводиться штатом роботов из-за дороговизны технологий. И при этом нужно учитывать возможности машины. Во-первых, робот может работать в режиме 24/7, и при этом ему не надо платить зарплату, предоставлять социальный пакет, водить на тренинги и т. д. К тому же машины, обладающие искусственным интеллектом, способны обучаться самостоятельно. Во-вторых, один робот может выполнять работу целого отдела и при этом не «омрачать» рабочие будни своим «характером». Но и у машин есть свои слабости: их придется вовремя обновлять, проверять на уязвимость и проводить техническое обслуживание.

Но даже в странах с развитой ИКТ-индустрией возникают проблемы с массовым внедрением машин. Помимо финансовой составляющей и вопросов эффективности, существует несколько проблем, затрудняющих повсеместную автоматизацию труда. Первым камнем преткновения является емкость и надежность аккумулятора таких устройств. Этот аспект особенно важен для  беспилотного транспорта – дронов и электромобилей. В настоящее время для решения этого вопроса изучаются два направления – передача энергии беспроводным путем и использование машинами ресурсов окружающей среды. Помимо этого параллельно совершенствуется система экономии потребления энергии.

Второй немаловажный фактор – использование современных материалов для создания машин. Современные роботы – это не только листы металла, пружины и шестеренки. При изготовлении механизмов используются инновационные элементы вроде искусственной кожи или мышц, а также новые методы сборки. Такие новинки позволяют повысить эффективность машины и оснастить ее дополнительными функциями. Однако многие инновационные материалы еще недостаточно изучены и требуют кардинальной смены подходов при сборке устройств.

Одной из важных функций роботов является навигация. Умение ориентироваться в пространстве – важное качество машин как в медицине, так и в сфере безопасности. Поэтому еще одним  опросом, требующим тщательной проработки, стало создание навигационных систем, способных обучаться, адаптироваться к смене условий и восстанавливаться после сбоев. А это, в свою очередь, требует более сложной системы искусственного интеллекта. К слову, о последнем – совершенствование искусственного интеллекта также будет необходимо для социальных роботов. Чтобы взаимодействовать с людьми, такие машины должны научиться распознавать не только речь, но и невербальные сигналы – жесты, мимику, интонацию, социальный и культурный контекст ситуации.

Ну и, конечно же, нельзя оставлять без внимания этическую сторону использования роботов. Наибольшую угрозу в этом плане представляет чрезмерная зависимость. Такая ситуация может привести к утрате людьми определенных социальных и умственных навыков. Кроме того, есть риск не справиться с ситуацией самостоятельно в случае отказа автоматизированной системы.

 Мы уже говорили о возможностях роботов на производстве, но помимо рутинной работы машины способны выполнять и сложные задачи. Технологии глубоко проникли в медицину. Автоматизированные системы, телемедицина и «умные» гаджеты активно используются в различных сферах, но по-настоящему сложная и ответственная работа досталась именно роботам. За последние пять лет машины провели тысячи операций, которые не выполнил бы ни один хирург. Это удалось сделать благодаря более высокой точности и скорости роботов. Появились и так называемые «дистанционные» операции. Такие процедуры проводятся роботом, которым управляет хирург, находясь в любой точке земного шара. Подобные операции уже практикуются в ведущих клиниках мира.

Другая важная профессия, которую освоила машина, – преподавание. Возможно, именно роботы смогут решить актуальную на сегодня проблему – нехватку учителей. В Южной Корее робот-учитель уже преподает детям такие дисциплины, как естествознание, грамматика и математика.

Военная сфера сегодня не может обойтись без использования робототехники. Пока речь не идет о голливудских «робокопах» и «терминаторах», но без робота-сапера было бы куда сложнее и опаснее обеспечивать безопасность.

Пока мы рассуждаем о необходимости улучшения онлайн-сервисов такси, в развитых странах уже запускаются проекты беспилотного транспорта. Google, Tesla, General Motors, BMW, Uber и многие другие компании уже испытывают свои флагманы на дорогах. Примечательно, что еще в 2011 году в лондонском аэропорту «Хитроу» были запущены полностью автоматизированные маршрутные такси. В Узбекистане же только перешли к созданию приложения для отслеживания движения автобусов.

Еще одна сфера, где роботы вскоре могут потеснить людей, – написание текстов. Крупные издательства, новостные и маркетинговые агентства уже используют искусственный интеллект для создания шаблонных текстов, причем очень даже успешно. Роботы выполняют работу быстрее, обрабатывая при этом огромные массивы данных. Также роботы способны писать вполне себе качественные художественные произведения.

Обслуживающий персонал тоже с успехом могут заменить машины. В Китае уже используется технологическая новинка: роботы не только принимают заказ, но и доставляют его к столику. Следующий шаг – «робо-повары». Уже сегодня есть 3D-принтеры, способные напечатать пиццу в необходимых пропорциях. И это только начало.

Пожалуй, самыми популярными роботами сегодня стали дроны. Их используют для доставки товаров, фото и видеосъемки, картографии, мониторинга безопасности объектов, отслеживания состояния почвы, и животных и т. д. Датчики, которыми оборудованы дроны, способны на очень многое.

Но пока эти роботы не имеют собственного «я», чего не скажешь о недавно созданном роботе София. Этот андроид способен полноценно общаться с людьми, выполнять обязанности секретаря, а совсем недавно София получила гражданство Саудовской Аравии.

Если рассматривать технологически развитые страны, то уже сейчас в них на 10 тысяч работников приходится 100-200 роботов. Что касается развивающихся стран, то в Индии, например, на 10 тысяч людей приходится всего три робота. Но автоматизация не стоит на месте. По некоторым прогнозам, соотношение людей и роботов в разных отраслях может сравняться. Четвертая промышленная революция уже стоит на пороге, в связи с чем многие аналитики задумываются о всех нюансах, которые могут возникнуть с повсеместной роботизацией.

Помимо этической составляющей использования искусственного интеллекта, существует опасение появления избыточной рабочей силы. Сегодня мы наблюдаем, как рынок труда постепенно сокращается. Уже сейчас нужно задумываться о том, что произойдет, когда все отрасли отреагируют на инвестиции в роботизацию массовой безработицей. Сотрудник, которого сократили по причине автоматизации труда, не сможет сразу же найти новую работу. Ему будет необходимо освоить новые компетенции или же вовсе переквалифицироваться. Но хотим мы этого или нет, технологии идут вперед, и мы должны двигаться вместе с ними, не боясь, что они поглотят весь мир.