Сегодня мобильный телефон уже перестал быть роскошью, скорее это универсальное средство связи. Причем все реже мы используем связь для голосовых звонков и все чаще – для общения в сети, а на смену простым телефонам «кирпичам» приходят многофункциональные гаджеты. Возникает логичный вопрос: в каком направлении развивается мобильная связь Узбекистана? Об этом нам рассказали ведущие отечественные сотовые операторы.
Ucell
На сегодняшний день в компании Ucell функционирует 6000 базовых станций, 300 из которых были построены в этом году, что позволило вдвое увеличить емкость 3G-сети. Количество пользователей голосовой связи, конечно, превалирует, но наблюдается также тенденция активного использования мобильного интернета. И это не может остаться незамеченным. Одна треть всех базовых станций уже оснащена технологией 3G, в будущем эта технология будет доступна на всех станциях. Средний объем используемого трафика составляет до 5 Гб в месяц (если говорить о тех, кто активно пользуется мобильной передачей данных). Но нужно учитывать, что есть пользователи, которые выходят в интернет только для того, чтобы почитать новости, тратя примерно 200 Мб в месяц. Средняя скорость по всей сети достигает 2 Мбит/с, а в Ташкенте этот показатель может достигать 20 Мбит/с.
Стоит рассказать о связи поколения 4G. Впервые эта технология была запущена в 2009 году в Осло и Хельсинки. Сейчас в этих регионах доля 4G составляет 90%. Мы были первыми, кто внедрил 4G в Самарканде, затем в Бухаре и Навои. Какие преимущества дает эта сеть? В первую очередь она способствует бурному росту качества и скорости мобильного интернета, кроме того, улучшается качество голосовой связи. Операторам же технология 4G позволяет эффективно использовать весь спектр частот.
Для развития сети в регионах активно используются альтернативные источники питания, которые в силу своих возможностей, покрывают отдаленные населенные пункты.
Beeline
Примерно треть базовых станций по всей республике была установлена мобильным оператором Beeline. Абонентам предоставлена связь в форматах 2G, 3G, 4G. В 2008 году Beeline впервые ввел в эксплуатацию сеть 3G, а в 2014 году были запущены первые базовые станции сети четвертого поколения. На сегодняшний день расширяется покрытие сети LTE, а сама услуга предоставляется абонентам Beeline в полном формате.
По всей стране вводятся в строй сотни современных базовых станций всех форматов. Особенно заметно увеличивается зона покрытия в густонаселенных регионах, например, в Ферганской долине.
Потребление мобильного интернета растет вместе с возможностями, предоставляемыми операторами. Скорость передачи данных в сети LTE достигает 23–25 Мбит/с. Кроме того, повышается не только технологическая, но и ценовая доступность трафика. Пользователи практически достигли потолка потребления голосовых услуг. В Узбекистане очень высокий показатель потребления голосовых минут в месяц в расчете на абонента, при этом есть огромный потенциал для развития интернета. Растет число пользователей смартфонов, планшетов и других устройств с мобильным интернетом.
Помимо развития сети совершенствуются технологии работы call-центра. Раздувать штат сотрудников – тупиковый путь, поэтому расширяется количество каналов коммуникаций, например, совершенствуется IVR (интерактивное голосовое меню). Практика показывает, что робот прекрасно обслуживает до 70% общего числа запросов. А если необходимо связаться непосредственно с оператором, то это можно сделать разными способами: позвонить, зайти в онлайн-чат на сайте, подать заявку в соцсети, воспользоваться мессенджером. Также внедряется Telegram-бот и есть специальное приложение Beeline Uzbekistan, в котором можно найти все самые востребованные услуги компании. А в скором будущем планируется внедрение обновленного мессенджера. Кроме того, создаются инновационные решения, которые позволят улучшить обслуживание жизни абонентов вне контекста услуг связи. Например, бонусные баллы Beeline Club, которые можно будет использовать для скидок в кафе, ресторанах, отелях и т. д.
UMS
Мобильный оператор UMS, избрав стратегию data-оператора, ориентируется на развитие интернет-сегмента. Возможности, которые обеспечивают интернет-услуги, постоянно растут, как и спрос населения на них. В этих целях 20 июня 2016 года UMS запустила 4G LTE – мобильный интернет четвертого поколения в Ташкенте. Сеть развернута в уникальном для Узбекистана диапазоне частот 800 МГц (Band 20), по сравнению с сетями LTE 2500–2700 она обеспечивает в четыре раза большее покрытие и имеет лучшую проникающую способность. Пиковая скорость передачи данных достигает 70 Мбит/c. Сетью четвертого поколения успешно пользуются уже свыше 70 тысяч столичных абонентов.
Вместе с тем UMS продолжает модернизацию сети 2G, параллельно расширяя свою сеть третьего поколения, причем в нынешнем году количество базовых станций 3G в регионах Узбекистана будет увеличено вдвое. Весомым показателем успешного развития также является подготовка к запуску 4G LTE в Самарканде и Ферганской долине, а также повышение эффективности работы сети четвертого поколения в столице.
В целом расширение зоны покрытия и емкости сети – одно из стратегических направлений деятельности мобильного оператора UMS. Главная цель работы в этом направлении – предоставить как можно большему числу абонентов услуги передачи данных на стабильно высокой скорости, обеспечить качественной связью даже отдаленные регионы республики.
При этом оператору важно не только количество базовых станций, но и транспортная телекоммуникационная сеть, которая обеспечивает соединения между базовой станцией мобильной связи и сотовым коммутатором. Соответственно, UMS постоянно расширеняет и модернизирует транспортную сеть.
Мобильный оператор UMS большое внимание уделяет качеству обслуживания абонентов, поддержанию с ними постоянной обратной связи. Для оперативного решения возникших вопросов для пользователей действует контактный центр по короткому номеру 0890 (для корпоративных клиентов – 0990), позвонив на который, клиенты могут получить информацию о тарифах и услугах, а самое главное – в любое время суток в считанные секунды связаться с операторами компании для дальнейшего консультирования.
На официальном сайте www.ums.uz запущена форма обратной связи, с помощью которой абоненты могут отправить обращение или отзыв. В социальных сетях Facebook и «Одноклассники» действуют официальные страницы компании UMS, посредством которых абоненты также могут обратиться за консультациями или подать заявки для решения их проблем. Компания представлена в одном из крупнейших сообществ в узбекском сегменте Facebook – группе «Потребитель.уз», где также проводится активная работа с обращениями абонентов.
Одним из этапов работы компании в плане дальнейшего улучшения коммуникации с абонентами стал запуск информационного канала в мессенджере Telegram. С его помощью абоненты, а также представители СМИ и широкой общественности могут получать уведомления обо всех новостях UMS на свое мобильное устройство не заходя в браузер. Telegram-канал UMS функционирует на узбекском и русском языках. В настоящее время на него подписались в общей сложности свыше 11 000 пользователей.
Следующим этапом станет запуск специальной автоматизированной системы для работы с обращениями абонентов. Параллельно будет вестись работа над разработкой и внедрением мобильного приложения, где будет размещена информация обо всех продуктах и услугах компании с интерактивной возможностью их подключения. В приложение будут внедрены и другие услуги, о которых компания сообщит позже.
В планах на будущее у компании не только дальнейшее развитие сети и модернизация сопутствующего оборудования, но и внедрение новых продуктов и услуг, повышение качества обслуживания абонентов, расширение сети собственных офисов и коммерческих представителей.