Электронное правительство становится важным средством сотрудничества государства и общества. Оно позволяет интегрировать информационные системы, ресурсы и базы данных государственных органов, что повышает эффективность государственного управления, сокращает время и труд, затрачиваемые на подготовку и обработку документов в процессе предоставления государственных услуг. О том, как создаются подобные системы, рассказали специалисты компании группы NIHOL.
Фазлитдин Мирзаев, председатель совета учредителей группы компаний NIHOL:
– Мы приняли активное участие в проекте «Дальнейшее укрепление двухпалатной парламентской системы в Узбекистане и развитие связей с региональными Кенгашами» в рамках программы DCI Комиссии Европейского союза, победив в тендере на разработку и внедрение системы электронного законотворчества, а также электронной базы данных нормативно-правовых документов в Олий Мажлисе Республики Узбекистан. Внедрение этой системы обеспечивает оптимизацию законотворческой деятельности, поэтапный переход от бумажного к электронному законотворческому процессу, повышает его качество.
Еще одним столь же значимым и уникальным по сложности разработки стал проект «Разработка и внедрение типовой информационной системы «Кадрлар» для систематизации и хранения информации о сотрудниках государственных органов» (ТИС «Кадрлар»). Системы управления персоналом содержат всю структуру организаций, а также иерархию должностей, штатное расписание, сведения по персоналу и многое другое. Эти компоненты могут быть востребованы во многих системах, реализуемых в рамках электронного правительства. Также мы разработали единую автоматизированную ИС по обеспечению потребности юридических лиц в трудовых книжках (ЕАИС MEHNAT DAFTARCHASI_UZ). Эта система обеспечивает автоматизацию трудоемких задач управления процедурами обеспечения трудовыми книжками: от подачи на Национальном кадровом портале юридическими лицами заявлений на приобретение трудовых книжек до организации полного учета их движения. Сейчас запущена бета-версия Национального кадрового портала, обслуживающая запросы юридических лиц по Ташкенту.
Дмитрий Курбатов, начальник отдела ПО на Oracle:
– Целью нашего проекта было усовершенствование и развитие процесса управления законотворческой деятельностью в Олий Мажлисе Республики Узбекистан, включая создание и внедрение Единой электронной системы управления документами, которая обеспечит автоматизацию процессов законотворческой деятельности парламента. Говоря о преимуществах системы, отмечу тот факт, что раньше не было единой базы данных для хранения поступивших законов в систематизированном виде. Часть этих документов хранилась в бумажном варианте, часть была разбросана по разным компьютерам. Поэтому задача состояла в том, чтобы обеспечить автоматизацию и прохождение закона по всем стадиям и этапам, а также сформировать единую базу данных законотворческих материалов для того, чтобы депутаты и сенаторы в рамках своей деятельности могли пользоваться ранее принятой документацией. Проект обеспечил создание базы данных нормативно-правовых документов и автоматизацию прохождения, фиксации законопроектов, а также одобренных законов. Теперь в интерактивном порядке можно отследить, на какой именно стадии реализации находится тот или иной закон.
Таким образом, системой решены задачи по созданию единого информационного пространства для централизованного накопления, хранения, учета, поиска, обмена и обработки законотворческих материалов; организации законотворческого документооборота и автоматизации совместной работы над законопроектами и другими материалами, относящимися к законотворческой деятельности. Кроме того, решены вопросы обеспечения информационно-правовой поддержкой законотворческой деятельности депутатов, сенаторов и сотрудников Парламента РУз через организацию доступа к базе данных нормативно-правовых актов. Система позволяет обеспечить ведение мониторинга, статистики и контроля результатов законотворческого процесса. При разработке была использована промышленная СУБД Oracle, которая рассчитана на работу с огромными объемами данных и большим (десятки и сотни тысяч) числом пользователей, обеспечивая высокий уровень производительности, безопасности, надежности и отказоустойчивости, а также в основу создания системы легла наша авторская платформа LexDOCS. В результате система обеспечивает необходимую технологическую и эксплуатационную инфраструктуру для поддержки и автоматизации процессов, связанных с законотворческой деятельностью Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
До сегодняшнего дня единой базы данных, в которой бы учитывалась деятельность Парламента в части законотворческой деятельности, не существовало. Например, если специалистам-аналитикам нужно было сделать анализ количества законов, то источником такой информации служил Lex.uz. Но где искать информацию о том, какие политические партии принимали участие в законотворческой деятельности? В дальнейшем через определенные публичные ресурсы в самом Парламенте можно будет предоставить доступ для более широкого круга: электорат сможет проследить, как депутаты, партии, за которые он отдал голос, принимают участие в продвижении закона.
При разработке информационных систем учитывается, что в дальнейшем они будут функционировать по определенным правилам и регламентам. Успех внедрения проекта состоит в нахождении общего языка между разработчиком и заказчиком, эффективном сотрудничестве между командой программистов и технологов объекта автоматизации. Важными являются этапы альфа-тестирования, тестирование на объекте, процесс внедрения, этап обучения, опытная эксплуатация. Например, при испытании системы практика показала, что нельзя тестировать сразу несколько модулей. Дело в том, что законотворческий процесс является поэтапным: сначала канцелярия регистрирует документ и отправляет его для просмотра спикеру, а он, в свою очередь, пишет разрешение и так далее.
Еще одним острым вопросом в любом реинжиниринге является сокращение штата. Ведь автоматизация иногда влечет за собой частичное сокращение имеющейся численности сотрудников. Это порождает конфликт интересов при внедрении любой системы, в том числе это бывает связано и с неприятием всего нового, выходящего за рамки сложившегося бизнес-процесса. К примеру, работа, ранее выполняемая пятью сотрудниками, после автоматизации процесса может выполняться одним-двумя специалистами. Так что у каждого проекта есть свои нюансы. Но, спустя некоторое «перестроечное» время, можно наблюдать успешное функционирование и использование системы, с иронией оглядываясь на пройденный тернистый путь и испытывая чувство профессионального удовлетворения.
Рафида Зарипова, начальник отдела разработки ПО ООО «NIHOL—KOMTEX»:
– Сегодня мы хотим подробнее рассказать о наших последних проектах, выполняемых в рамках электронного правительства: ТИС «Кадрлар» и MEHNAT DAFTARCHASI_UZ.
ТИС «Кадрлар» включает следующие основные решения:
- back-office решения – ТИС «Кадрлар» (Кадровый менеджмент), Национальный банк вакансий, база справок-объективок и реестр справок-объективок. Обеспечена языковая локализация интерфейсов;
- front-end решение: Национальный кадровый портал, обеспечивающий единую точку входа во все системы и взаимосвязь с back-end решениями в части предоставления отчетов в Национальный банк вакансий. С бета-версией портала сейчас работают юридические лица всех районов Ташкента. Обеспечена возможность масштабирования на всю республику. Организовано взаимодействие с пользователями посредством SMS-уведомлений при регистрации на портале;
- интеграционная платформа с организацией межведомственного взаимодействия, обеспечивающая необходимую связь back-office решений, сотрудничество с национальными государственными реестрами системы «Электронное правительство», с системой Министерства труда РУз «Рынок труда», синхронизацию НСИ и так далее.
Планируется, что пользователями ТИС «Кадрлар» станут все госпредприятия страны, ведь к системе уже подключены 85 министерств и ведомств.
В своих проектах специалисты NIHOL рассматривают предоставление государственной услуги как процесс. Мы считаем, что для организации интерактивной госуслуги уже недостаточно формирования и предоставления только электронных форм документов, поэтому в своих проектах обеспечиваем автоматизацию всего процесса оказания государственной услуги.
Национальный кадровый портал является единой точкой доступа к системам. После успешной авторизации пользователь через свой персональный кабинет может перейти к доступным для него системам. Так, для юридических лиц организована подача сведений по вакансиям в Национальный банк вакансий. Поступивший отчет принимается сотрудником Центра содействия занятости населения Минтруда. Затем эти сведения публикуются на Национальном кадровом портале в открытом доступе.
В этом же персональном кабинете юридическое лицо может подать заявку на приобретение трудовых книжек. На основе поданной электронной заявки сотрудниками Минтруда запускаются бизнес-процессы по ее выполнению. При этом заявитель может по статусу своей заявки отслеживать этапы ее обработки.
Антон Мун, начальник группы разработки ПО ООО «NIHOL-KOMTEX»:
– Особенностью наших архитектурных решений является построение архитектуры интеграции, которую строим не на единстве платформ, а на принципах сервис-ориентированной архитектуры. В качестве платформы для построения решений используем решения IBM – признанного мирового лидера в сфере SOA.
Широкое распространение мобильных устройств повлияло на развитие архитектуры наших решений. Для обеспечения оперативного доступа к информации или согласования бизнес-процессов часть функционала систем продублирована на мобильные приложения.
Особое внимание при разработке систем мы уделяем построению архитектуры безопасности. В ее основу положены механизмы безопасности программно-технического уровня. Предусмотрена безопасность доступа к данным в зависимости от уровня подчинения, функций и решений, принимаемых должностным лицом или службой, и их обязанностей. В решениях обеспечены многоуровневая иерархия доступа к данным, ведение централизованного реестра пользователей, основанного на каталоге LDAP, а также двухфакторная аутентификация пользователей по средствам проверки логина и пароля на сервере аутентификации ТИС «Кадрлар» и валидации электронной цифровой подписи пользователя на сервере ГНК РУз в режиме реального времени.
Реализация проектов, разработка и пилотное внедрение наших систем осуществляются на условиях предоставления сервиса PaaS (Platform-as-a-Service). Также в эксплуатацию вводятся и новые решения: облачные сервисы: SaaS (Software-as-a-Service) и IaaS (Infrastructure-as-a-Service).