Трансформация в банках: «Нужно менять бизнес-процессы и манеру мышления»

Совсем недавно прошла конференция «Инновации в банковском секторе – прогрессивные решения для современных задач», организованная компанией Finastra и ее партнером FinExtra.  
В ходе мероприятия были обсуждены вопросы внедрения инноваций и их влияние на рынок, последние тенденции на региональном и международном рынке, а также эффективность технологий в обслуживании клиентов. Юлия Шевчук, консультант по решениям для управления рисками Finastra и Хамид Нирузад, региональный директор Finastra поделились своими мнениями о проблемах внедрения инноваций в банковской сфере. 
Какие барьеры существуют у банков при внедрении инноваций?

Банки очень консервативны. Они опасаются операционных рисков и того, что инновации разрушат информацию или доступ к ней. Информация должна быть защищена.

Какие барьеры в банковской сфере трансформация сможет с легкостью искоренить, а на что понадобится время?

Юлия Шевчук:

Технологически можно существенно сократить процесс обработки информации и процесс принятия решений. Это означает выход новых продуктов и выход на новые рынки. Технологии к этому готовы. Время потребуется на то, чтобы перестроить бизнес процессы и манеру мышления.

 

Хамид Нирузад:

Изменения должны начинаться внутри банка. Следует начать с бизнес процессов банка. После пересмотра бизнес-процессов приходят технологии, которые поддерживают эти изменения: обучают персонал банка и обеспечивают грамотное взаимодействие с клиентом. Филиалы банков должны меняться синхронно, потому что клиент должен в любом банке получать одинаковый уровень сервиса. Сервисные процессы должны быть полностью автоматизированы, а это уже наша задача. То есть после автоматизации никаких ручных процессов уже не должно оставаться. Должны быть использованы удобные омниканалы, позволяющие клиентам использовать банковские услуги, не посещая банк. Вы можете открыть счет, перевести деньги онлайн и многое другое.

Какой бюджет необходим банкам для трансформации?

Прежде всего это не должен быть один большой процесс, нужно разбить его на несколько подпроцессов. Таким способом снижаем риск: сначала один процесс, затем другой. Соответственно, если у вас есть большой проект и вы делаете только 10 %, значит вы не сделали ничего. А если вы разбили этот процесс на 10 и после каждого из них вы получаете какое-то изменение сделав этот кусочек, банк тут же это ощущает. Ответ на этот вопрос зависит от многих параметров, в том числе и текущее состояние банка, его цели, амбиции, в каких отраслях бизнеса он работает (ритейл  или корпораты),  что именно трансформируется. Мы обычно делаем так — обсуждаем границы проекта, а потом говорим о бюджете. Банк должен это делать шаг за шагом, мы не ожидаем инвестиций сразу.

Готов ли Узбекистан к трансформации?

С либерализацией рынка мы видим, что местные банки начали активно думать о трансформации по ряду тем: риск менеджмент, казначейство и торговое финансирование, включая новое индивидуальное решение. Конечно приоритеты в банках стоят разные, но важно, что многие хотят догнать упущенное и быть лидерами. За последние шесть месяцев мы провели множество встреч, презентаций и демонстрации систем Finastra. Мы смогли донести информацию по ряду тем, связанных с рисками на местный рынок. Это включает, но не ограничивается управлением активами/пассивами , IFRs9, базель, кредитными и рыночными рисками.

Мы видим большой потенциал и понимание к развитию со стороны банков и желание догнать банки в других странах, включая банки Европы и Азии.