Журналистика объединяет и представляет газеты, журналы, радио и телевидение. Но так было до появления интернета, который занял новое медийное пространство и постепенно вытесняет традиционные виды подачи информации. Сегодня эта среда активно осваивается журналистами, растет число интернет-СМИ. Как создать свое электронное издание и каковы перспективы развития рынка интернет-СМИ рассказала Лола Исламова, главный редактор интернет-издания «Анхор.уз».
–По каким критериям определяется успешность онлайн-СМИ сегодня?
–Я буду говорить с позиции журналиста, редактора издания. Объясню: существует масса известных критериев оценки успешности любых сайтов – это посещаемость,время, проведенное на сайте, количество тех, кто возвращается на сайт, подписчики и т.д. Для интернет-издания это все тоже актуально, но есть еще один важный критерий – это цитируемость наших материалов в других СМИ, в соцсетях.
–Если бы ребята, у которых есть желание делать собственное СМИ, обратились к вам как к консультанту, какие бы три первых совета вы дали?
-Первые – иметь достаточное финансирование. Второй – нанимать только сотрудников-профессионалов и параллельно искать молодых и талантливых, чтобы более опытные делились с ними знаниями и навыками. И третий – быть готовыми к тому, что первые три года дивидендов не будет.
–Какую последовательность действий при создании интернет-СМИ вы бы предложили?
–Есть шаги, определенные законом «О СМИ». Регистрация хозяйствующего субъекта, регистрация СМИ в Узбекском агентстве по печати и информации. Но есть интересный опыт, скажем сайта «Потребитель.уз». У них сначала была группа в Фейсбуке и когда группа стала популярна, было зарегистрировано СМИ. Если говорить об «Анхоре», то сначала была идея, а уже потом концепция, разработка сайта, подбор авторов и журналистов…
–Как интернет-журналистам повысить качество своей работы?
–Учиться писать. Увы, нынешние молодыежурналисты,закончиввузы,не совсем готовы работать в СМИ. Дело в том, что никто не хочет быть настоящим журналистом – искать по-настоящему интересные факты, выявлять недостатки, освещать важные события. Вчерашние студенты хотят, сидя в офисе или дома, работать журналистами. Так не бывает. Важно иметь в своей команде журналистов, редакторов, которые готовы работать с молодыми, учить их иуказывать на ошибки.
–Если взять классическое деление СМИ по типу носителя – пресса, радио, телевидение – какое из них будет перспективнее?
–Если мы говорим об Узбекистане, то телевидение остается популярным… Но, я думаю, что все, так или иначе, перекочует в интернет. Что, собственно, сейчас и происходит.
–Нужен ли закон об интернет-СМИ?
–Я против размножения законов. Думаю, что необходим единый закон «О СМИ», в котором будут учтены все виды СМИ.
–Сегодня многие не заходят на новостные сайты, а пользуются ботами или рассылками в Телеграме. Как это отразится на сетевых СМИ в ближайшем будущем?
–В этом плане сетевые СМИ реагируют на все новшества возможных каналов коммуникации. Но есть и некие этические нормы. Например, рассылка новостей через Телеграм, с моей точки зрения, навязчива и неэтична. В любом случае, редакция сама определяет каналы коммуникации.
–Многие сетевые издания в качестве авторов статей привлекают блогеров. Как вы к этому относитесь? Что думаете о таких материалах?
–Мне нравится эта практика. Есть такое направление – гражданская журналистика. Привлечение блогеров – это как раз одна из составляющих гражданской журналистики. Важно найти компетентного, грамотного, авторитетного блогера.
–Можно лисегодня говорить об основных направлениях, перспективах развития интернет-СМИ? Если да, то, о каких?
–Могу сказать однозначно, что за интернет-СМИ – будущее. Телевидение, радио со временем «переберутся»в сеть. Мы сегодня наблюдаем новые формы журналистских материалов и рекламы. Интернет способен собрать и читателей, и зрителей, и слушателей, поэтому битва будет нешуточная.
Появление соцсетей повлекло за собой возникновение нового тренда. Каждый стал сам себе СМИ, легко выпуская «в эфир» паблики, которые благодаря репостам и ретвитам стали бесконечными. Посты в соцсетях стали своеобразными аналогами новостной ленты информационных изданий. Сегодня стоит задуматься не только о будущем традиционных СМИ, но и о сетевых изданиях.