А знаете, все еще не верится, что прямо вот так можно написать через Facebook и это будет услышано. Тем более на Востоке, где власть сакральна, почитаема и лучше нас знает, что надо делать. Но мы-то в интернете, мы хотим видеть, слышать, задавать вопросы, хотим быть услышанными, понятыми и добившимися своего.
Первой площадкой, на которую пришли официальные организации, был uForum.uz. Чтобы «не спугнуть» редких официальных гостей, было введено строгое модерирование касательно хамства и статуса RealID для тех, кто общается под своим именем с указанием должности. К их речам, естественно, относились с большим вниманием, чем к «безродным анонимам». Так был получен первый опыт общения с представителями госорганизаций в интернете. Постепенно uForum.uz «cдулся», не выдержав конкуренции с Facebook.
Позже заработал портал коммунального хозяйства и жилищного фонда e-kommunal.uz – представители ТСЖ и коммунальных служб отвечали на обращения граждан. На старой версии портала видно, что всего было подано 5554 обращения, из которых по 67% случаев было принято то или иное решение. Однако на новой версии сайта статистики не видно, при этом работа с обращениями продолжается.
Следующим шагом стал запуск 1 июля 2013 года ЕПИГУ (Единого портала интерактивных государственных услуг my.gov.uz), с помощью которого госорганы стали отвечать на обращения граждан. Всего было подано 1636300 обращений, 99% из которых на сегодняшний день завершены. Такая обтекаемая формулировка «завершены» говорит о том, что не по всем обращениям были приняты соответствующие решения, т. к., во-первых, изрядная доля решений содержала обыкновенные отписки, и во-вторых, некоторые обращения были заведомо невыполнимы по своей чисто фантасмагоричной сути.
Отдельно стоит отметить запуск Виртуальной приемной Президента Республики
Узбекистан pm.gov.uz. Популярность приемной настолько высока, что даже дале-
кие от интернета люди знают, что «можно написать в портал и там помогут». На
сегодняшний день в портал было подано 1432286 обращений, по 96% были вынесены соответствующие решения.
Тем не менее большинство людей по-прежнему сидит в Facebook и желает решать свои вопросы не покидая его. Первой ласточкой по этому вопросу стало открытие в марте 2017 года страницы хокима Мирзо-Улугбекского района https://www.facebook.com/Hokimiyat.MirzoUlugbek/. Об этом событии тогда
написали все СМИ, отмечая его как достаточно смелый шаг со стороны госорганов.
И это было ожидаемо: Шерзод Кудбиев, назначенный хокимом Мирзо-Улугбекского района города в сентябре 2016 года, является самым молодым из хокимов,
вследствие чего с ним связывали надежды на инновации в вопросах модернизации
района, в том числе касательно развития взаимодействия с его жителями. Подроб-
нее о хокиме можно прочесть в статье Бахтиёра Насимова «Первые 200 дней
Шерзода Кудбиева» (nasimov.pro). Цитата: «Организовали страничку хокимията в
Facebook, и население получило дополнительный канал обращения в хокимият.
Ни одно обращение через Facebook не остается без внимания. Мы приравняли
их к официальному заявлению. Завели специальную форму, регистрируем, ставим
каждое обращение на контроль». На сегодняшний день на страницу, на которой
почти ежедневно публикуются новости, подписано 2825 человек.
Напомним, что на странице в главной ленте публиковать посты может только
администратор страницы, посетители же могут только комментировать эти публикации. Для публикаций граждан есть вкладка «Отзывы», состоящая из трех вкладок, которые позволяют сортировать публикации по дате, по оценкам и по уровню «полезности» – интересно, как Facebook определяет полезность обращений? При этом видно, что ни одна публикация не остается без реакции сотрудников хокимията.
В меню также имеется кнопка «Отправить сообщение», по которой открывается
окно для подачи обращения. Данные обращения посторонним посетителям не
видны и статистики по ним нет.
И вот в сентябре 2017 года новое событие – в Facebook открылась группа «Чиланзар» https://www.facebook.com/groups/Chilonzor/, в которой хоким Чиланзарского
района отвечает на вопросы населения.
Группа отличается от страницы тем, что публиковать свои обращения в ней могут
все участники. Таким образом, это совсем другая ситуация, другие условия общения,
другие правила. Естественно, что в группе появился каскад вопросов и претензий,
особенно после вопроса представителя хокимията: «У всех ли нормально работает отопление?». К сожалению, в районе с почти миллионным населением отопление
не может у всех работать идеально… При этом все заявки принимаются и обрабатываются и, как минимум, учитываются. Кстати, до темы отопления была серия
жалоб на плохие дороги, перешедшая затем в серию восторгов, когда «по наводке»
группы дороги были заасфальтированы.
Группа «Чиланзар» создана не только для общения с хокимом, в ней также обсуждаются и другие вопросы – покупки, лечение и т. д. Получилось так, что группа стала филиалом, если можно так выразиться, популярнейшей группы «Потребители.уз» – с теми же модераторами и теми же строгими правилами, гарантирующими комфортное общение.
Также стоит отметить, что доступность хокимов в сети и кажущаяся безнаказанность в виртуальном мире иногда порождают хамство, и люди позволяют себе неприемлемые выражения. Как бы ни были рассержены посетители соцсетей, стоит напомнить, что присутствие в Facebook – это инициатива хокимов, и в какой-то момент они могут просто уйти из группы и работать по старинке, без плотного взаимодействия с населением. В этом отношении в группе «Чиланзар» можно отметить выдержанный порядок и деликатность.
Для тех, кто любит порассуждать о том, что хокимы – слуги народа, приведем выдержку из статьи 1 Закона Республики Узбекистан «О государственной власти на местах»:
«Хоким области, района, города является высшим должностным лицом области, района, города и одновременно возглавляет представительную и исполнительную власть на соответствующей территории. Хоким области, г. Ташкента подотчетен Президенту Республики Узбекистан и соответствующему Кенгашу народных депутатов. Хокимы района, города подотчетны вышестоящему хокиму и соответствующему Кенгашу народных депутатов».
Как видно из выдержки, хокимы – это не слуги народа, они подотчетны вышестоящему руководству. Кстати, депутаты Законодательной палаты Олий Мажлиса и сенаторы также открыли свои страницы в Facebook, причем некоторые депутаты их активно обновляют.
И в заключение еще два замечания.
Первое. При открытии группы «Чиланзар» одним из первых вопросов был возглас: «А когда хокимы других районов придут в Facebook?». Чиланзарцам повезло, однако это не повод для грубости в сети, это скорее повод для повышения конструктивности диалога между властью на местах и населением.
Второе. Ждем не дождемся повышения открытости городского хокимията, чтобы
задать вопросы по тому же Ташкент-Сити, по строительству метро, транспортным
развязкам и перспективам развития города.
В общем и целом повышение открытости и прозрачности деятельности органов
государственной власти налицо, главное, умело этим воспользоваться в общем деле
развития нашего города.