В школу – через ЕПИГУ

Одной из наиболее востребованных услуг среди населения является услуга по устройству детей в общеобразовательные учебные заведения. По данным uzedu.uz, в 2014–2015 гг. в первый класс общеобразовательных школ Узбекистана было принято 572 тысячи учеников (из них 52 тысячи (8,9%) шестилетки). В период 2009–2015 гг. эта цифра варьировалась в пределах 620 – 680 тысяч человек в год. Поскольку в настоящий момент услуга не предоставляется в электронной форме, родителям приходится неоднократно посещать школы для получения информации о наличии свободных мест, процессе оказании услуги и для сдачи документов.

По общим правилам, в общеобразовательную школу принимаются дети с семи лет, а также, согласно новым правилам, дети, достигшие до 31 августа шести с половиной лет. При этом директор и психолог школы обязаны провести с родителями ребенка разъяснительную работу об оптимальном возрасте поступления в первый класс.

При наличии свободных мест школа обязана принимать любого ребенка, вне зависимости от места его проживания, однако, приоритет отдается детям, проживающим поблизости.

Для устройства в школу следует предоставить следующие документы:

  • заявление родителей на имя директора школы;
  • копия паспорта (вида на жительство в Республике Узбекистан для лиц без гражданства) родителей (с указанием записи о постоянной прописке или учете по месту пребывания);
  • копия свидетельства о рождении ребенка;
  • медицинская справка о здоровье ребенка;
  • 4 цветные фотографии ребенка размером 3,5 х 4,5 см.

Процесс оформления таков:

1-й шаг. Родители предъявляют пакет документов в приемную комиссию школы.

2-й шаг. Приемная комиссия проверяет наличие свободного места для ребенка. Если свободных мест нет, то родителям рекомендуются другие общеобразовательные учебные заведения. В случае же, когда ребенок проживает в микрорайоне, а свободных мест в выбранной родителями школе нет, ребенка все равно принимают (им отказ не выдается) за счет увеличения мест в классах или создания дополнительных классов.

3-й шаг. Приемная комиссия рассматривает пакет документов, проверяет их полноту и соответствие требованиям.

4-й шаг. Если документы соответствуют требованиям, заявка регистрируется.

5-й шаг. Приемная комиссия проводит собеседование с родителями и ребенком согласно утвержденному графику. После собеседования, в случае отсутствия особых признаков, по которым ребенок не может обучаться (умственная отсталость, серьезные проблемы с речью, здоровьем или другие причины), родителей уведомляют о принятии ребенка в школу.

6-й шаг. Приемная комиссия в соответствии с географической принадлежностью вносит ребенка в список. Срок сдачи документов служит критерием отбора. Проживающие в микрорайоне дети принимаются в приоритетном порядке (к каждому микрорайону МНО и хокимиятами закрепляются определенные школы).

ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ И СИСТЕМ ГОСОРГАНОВ, УЧАСТВУЮЩИХ В ОКАЗАНИИ УСЛУГИ

В оказании государственной услуги по устройству детей в общеобразовательные учебные заведения задействованы следующие государственные органы – Министерство народного образования, Министерство здравоохранения, Министерство юстиции. Согласно таблице 1, основная информационная система, с помощью которой предполагается оказание этой услуги, находится на стадии разработки. В настоящий момент получение и обработка информации производятся в формате физического взаимодействия, начиная с этапа получения информации об услуге, сбора пакета документов, и до момента получения информации о результатах оказания услуги.

Таблица 1. Состояние информационных систем, связанных с услугой по устройству детей в общеобразовательные учебные заведения

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ОКАЗАНИЕ УСЛУГ
Область правоотношений, связанных с общим средним образованием, регулируется Законом Республики Узбекистан «Об образовании», а также недавно принятым постановлением Кабинета Министров от 15.03.2017 года №140 «Об утверждении положения об общем среднем образовании».
В соответствии со статьей 3 Закона Республики Узбекистан «Об образовании» общее среднее образование является обязательным для всех детей.

Для упрощения процедуры по устройству детей в общеобразовательные учебные заведения предлагаем рассмотреть следующую целевую модель оказания услуги:

1-й шаг. Родители предоставляют пакет документов (заявление) в приемную комиссию школы лично, через ЕПИГУ или официальный веб-сайт МНО.

2-й шаг. Приемная комиссия при получении письменного заявления вносит информацию в информационную систему. С ее помощью проверяется наличие свободных мест. Если свободных мест нет, информационная система автоматически выдает родителям, не проживающим в положенном микрорайоне, информацию по другим общеобразовательным школам. Проживающие в микрорайоне дети принимаются в приоритетном порядке.

3-й шаг. При наличии свободных мест заявка регистрируется в ИС.

4-й шаг. Приемная комиссия через систему межведомственного взаимодействия запрашивает дополнительную информацию (свидетельство о рождении из базы данных ЗАГС, справка о состоянии здоровья из базы данных Минздрава).

5-й шаг. Если имеются какие-либо несоответствия установленным требованиям/условиям, то заявителям направляется соответствующее уведомление, и тогда они могут принимать соответствующие меры по их устранению.

6-й шаг. В случае соответствия информации предъявляемым требованиям система проверяет совпадение полей заявления и запрашиваемой информации и вносит ребенка в список, генерирует уведомление о принятии ребенка в школу, наименование класса и учителя, после чего направляет уведомление родителям по электронной почте или смс.

РЕКОМЕНДАЦИИ И ПЛАН ДЕЙСТВИЙ

Создание информационных ресурсов

Предлагаем разместить подробную информацию для родителей о процедуре устройства детей в школы, а также разместить на сайте интерактивную карту, которая при введении адреса или определении местонахождения одного из родителей позволит определить ближайшую школу согласно распределенным микроучасткам.

При создании информационных систем должны быть использованы функциональные возможности, которые позволят полностью автоматизировать оказание услуги, включая обмен, хранение и обработку данных посредством системы межведомственного взаимодействия.

Организационные меры

Предлагаем публиковать в формате открытых данных распределение домов и школ по микрорайонам, на основании чего можно будет создать интерактивную карту.

Автоматизация процесса позволит кардинально упростить процесс оказания этой услуги, исключит человеческий фактор, более эффективно будут использованы административные ресурсы, а также будет устранена необходимость физического посещения различных инстанций. И в результате полной автоматизации и устранения человеческого фактора срок получения ответа сократится до двух дней.

Сокращение числа документов как результат передачи информации по каналам межведомственного взаимодействия