В Узбекистане наконец-то всерьез задумались о развитии электронной коммерции. Принята масштабная программа для ускорения и улучшения сферы, ожидается снятие барьеров и искоренение бюрократических препон. Но пока все это будет реализовываться, рассмотрим, что из себя представляет сам рынок.
О том, что отечественный рынок электронной коммерции очень молод и слаб, говорили уже не раз. Проблемы наблюдаются практически по всем направлениям, связанным с электронной коммерцией, будь то логистика, скорость интернета или подключение к международным платежным системам. Совсем недавно удалось прийти к единому законодательному решению, которое предусматривает оплату с иностранных электронных кошельков, нормативно-правовую базу для таможенного декларирования, продажу и покупку товаров в рамках электронной коммерции.
Также будет создана Национальная платформа электронной коммерции, внедрена идентификация через Mobile-ID с привязкой к ID-паспортам граждан, а также появятся учебные программы по электронной коммерции в вузах.
В Узбекистане есть все необходимые элементы для ускоренного развития интернет-торговли: 30-миллионное население, хорошая транспортная инфраструктура и географическое расположение, дешевая рабочая сила и рост проникновения смартфонов. Но, несмотря на это, доля электронной коммерции в стране все еще не превышает порог в 1%. Хотя за год темп роста увеличился на 30%. Принятая программа по развитию электронной коммерции на 2018−2021 годы должна помочь устранить все преграды развитию этого направления.
Каждый год появляются по крайней мере два интернет-магазина, которым удается закрепиться на рынке. Если раньше мы могли в качестве стабильно работающего сервиса назвать Arba.uz и еще несколько сайтов, то сегодня к ним присоединились еще и Lebazar.uz, Bulavka.uz, Mato.uz, Abad.uz и многие другие. Офлайн-бизнес также начал активно создавать точки продаж в интернете: одни обзавелись своими интернет-магазинами, другие предпочитают работать через площадки посредников. И, пожалуй, самое популярное и активно развивающееся направление – продажа товаров через аккаунты в Instagram. Это самый простой способ начать продавать через интернет: легко привлечь пользователей с помощью рекламы, небольшое количество товара, не нужно постоянно обновлять информацию о статусе товара и удобная коммуникация с потребителями. Правда, редко кто из инстаграмшопов решает создать интернет-магазин с полным функционалом.
Но, несмотря на постоянное появление сервисов, на рынке все еще остается большое количество пустых ниш, а о конкуренции пока говорить и не приходится. Тем более что существующие интернет-магазины подточены под определенную аудиторию: работают только с физлицами или только с юрлицами, доставляют по всему Узбекистану или только по одному региону, принимают оплату онлайн или нет и т. д. Таким образом, выбор необходимого товара сложно назвать выбором, так как интернет-магазины не обладают необходимым набором возможностей, и нам приходится заказывать у того, кто просто может достать ваш заказ или у кого есть товар в наличии. Речи о конкурентоспособной цене, удобном интерфейсе, маркетинге даже не идет.
Аъзам Махмудов, руководитель «Amedia»:
– У нас не так много интернет-магазинов. Я использую около десяти магазинов для заказа продуктов питания и хозтоваров. Основная проблема, с которой я сталкиваюсь при заказе, – это неактуальность информации. Часто после заказа товара мне перезванивает оператор, причем не сразу, и сообщает, что товара нет в наличии или его придется подождать несколько дней.
Почти 90% наших интернет-магазинов работают в качестве интернет-витрины. У них нет технической синхронизации со своим складом, которая позволяет получить актуальную информацию о товаре. Это также связано с тем, что большинство интернет-магазинов являются посредниками. Они просто создали сайт и получают проценты с продажи товара, либо являются электронной версией офлайн-точки продаж и просто реализуют свой товар через интернет. И так как это не основная их деятельность, то у них отсутствует фокус на продажи в интернете. А когда в электронной коммерции нет актуальной информации и коммуникации с потребителем, то нет и самих покупателей.
Если смотреть в глобальном масштабе, то основным фактором интернет- продаж является цена товара. Стоимость товара в интернет-магазине выше, чем в офлайн-точках продаж. Поэтому наши потребители предпочитают кросс-бордерные покупки, то есть используют зарубежные интернет-площадки.
Бизнесменов тоже можно понять. Их наценки на товар складываются из таможенных расходов, налогов, аренды офисов. Таким образом, товар, который будет стоить $100 на Aliexpress, они не смогут продать и за $200.
Еще одна проблема – у нас мало кто пользуется интернет-магазинами. И это не только потому, что потребители не привыкли делать покупки в интернете, но потому, что мало кто наслышан о таких магазинах. Помимо Arba.uz и Lebazar.uz никто не занимается маркетингом. Грамотным маркетингом, который знакомит с товаром и привлекает пользователей.
У многих интернет-магазинов ограничено поле деятельности. Например, мы заказываем для офиса канцтовары через Kansler.uz. Но когда я захотел заказать товар домой, они сказали, что работают только с юрлицами. Или наоборот. Я хотел заказать в офис кондиционер на Asaxiy.uz, но они сказали, что не могут принять расчет от юрлиц.
С технической точки зрения проблем еще больше. У многих интернет-магазинов нет мобильных приложений. Это действительно мешает. Например, если у тебя нет времени заехать в магазин и ты находишься не у компьютера, то приходится заходить в браузер, и не факт, что сайт будет адаптирован под смартфон.
Если резюмировать, то у нас еще нет такого количества магазинов, которые действительно занимаются электронной коммерцией. Те же Abad.uz и Glotr.uz работают как интернет-витрина. Звонишь по указанным контактам, и тебе предлагают прийти в магазин, после чего ты получишь скидку на товар. То есть цена в интернет-магазине одна, но при личной встрече они сделают вам другую – сниженную цену. Почему они не сделали такую же цену в интернет-магазине и не предоставили возможность электронного заказа, остается большим вопросом.
Вообще в сфере отечественной электронной коммерции существует немало проблем. Раньше существовали проблемы с законодательной базой, но недавно приняли программу, которая должна ускорить развитие интернет-коммерции. Ожидается приход новых игроков, в том числе зарубежных. Нужно время, чтобы увидеть, как нововведения отразятся на практике.
Я пессимистично отношусь к прогнозам бума электронной коммерции в Узбекистане, так как есть трансконтинентальные игроки, которые делают доставку в любую страну мира. Да, придется подождать, но это намного удобнее и выгоднее. Почта Узбекистана сейчас работает над тем, чтобы улучшить транспортировку товаров, приобретенных в зарубежных интернет-магазинах. И если им удастся ускорить доставку с месяца до недели, то наш потребитель станет больше заказывать с зарубежных интернет-площадок.