Медиаконтент уже давно перестал быть просто текстом с картинкой. Казалось бы, что еще можно придумать: написал текст, прикрепил фотографию или видео, и дело с концом. Но у медиа, как и у других сфер, есть свои тренды, инновации и свои нововведения.
Начнем с того, что медиа не стоит на месте: уже не первый год часть текстовой работы на себя берут роботы. Речь, конечно же, не идет о роботах, которых мы привыкли видеть в фильмах. Именно боты, обладающие искусственным интеллектом, сегодня ищут темы, сообщают новости, да еще и редактируют. Такими темпами они вскоре будут делить между собой Пулитцеровскую премию. Так или иначе, эксперты по-разному оценивают это нововведение: кто-то считает, что роботы отнимают работу у людей, а другие рады, что не нужно больше выполнять эти скучные дела и можно заняться более интересными темами. Уже сегодня есть примеры внедрения робоавторов: робот Wordsmith агентства Associated Press создает более 1 млрд статей в год, автоматизированная система Los Angeles Times публикует прогнозы землетрясений, а ИИ, созданный учеными из японского Университета будущего Хакодате, с помощью заложенных в него образов и предложений написал роман, который был номинирован на литературную премию.
Уже лет пять все говорят об Интернете вещей, но пора бы задуматься и об их медиатизации (Mediation of Things). Все подключенные устройства уже общаются между собой, но этот обмен информацией вскоре станет более дружелюбным и привлекательным. Все обладатели «яблочных» продуктов уже давно общаются с Siri, вскоре пообщаться удастся и со своим холодильником, зеркалом и зубной щеткой. Только представьте, что появится зеркало-блогер, который будет советовать вам, что надеть, устройства будут подбирать музыку или видео. Через несколько лет аудитория вашего чайника с 1– 3 человек может увеличиться до сотен подписчиков. Пока это все на грани фантастики, но в ближайшем будущем вещи будут общаться на человеческом языке, иметь свой «характер».
КТО И ЧТО ПИШЕТ?
Вирус журналистики шаг за шагом захватывает умы всех, кто сидит в сети. Старые форматы журналистики уходят с пьедестала, на их месте образуются новые сообщества, площадки с общими интересами и мировоззрением. Любой, кто выносит на обсуждение личные проблемы, которые так или иначе затрагивают общественные, поневоле становится социально полезным деятелем и блогером. Но для написания качественных материалов нужно владеть ремеслом, знать стандарты и принципы журналистики. Иначе блогерство остается простым инструментом для медийных коммуникаций.
Если говорить о контенте, который будет пользоваться спросом, то ставку нужно делать на социальный эффект. Пришло время отказаться от котиков, гифок и смешных познавательных тестов. Аудитория требует поднимать проблемы и получить результаты: «они написали – мы хотим результатов». Читателям совсем неважно, где будет озвучена проблема, важно лишь то, какие за этим последуют действия. Поэтому делать ставки просто на контент не стоит, добейтесь результата вашей деятельности.
КОНТЕНТ ПОДАН!
Текстом с фотографиями никого не удивишь. А как насчет подачи информации с помощью мобильных телефонов или живых историй? The New York Times использует в своих публикациях технологию 360. Многие зарубежные СМИ с помощью VR-технологий рассказывают истории. Пока для СМИ это новое направление, но использование элементов виртуальной реальности уж точно поможет отличить СМИ друг от друга.
Многие СМИ, паблик-каналы потихоньку перекочевывают в мессенджеры, которые уже давно перестали быть просто чатами для общения. Сегодня это канал распространения информации и не обязательно в виде ссылок на основной ресурс: при передаче новостей можно использовать гифки, Emoji или стикеры. Также активно используются журналистские боты, которые могут предложить статью в ответ на запрос пользователя или ответить на его вопросы.
Кто бы мог подумать, но аудиоподкасты возвращаются. Стремительно растущие Alexa (Amazon), Siri (Apple), Microsoft’s Cortana (Microsoft), Viv (Samsung) и Google Assistant помогают медиа взаимодейстовать со своей аудиторией. Так, The Huffington Post использовала Alexa во время новостного брифинга, а Facebook запустил Live audio совместно с BBC, Harper Collins и другими партнерами. Куда большей популярностью пользуется видеостриминг. Многие СМИ на себе опробовали Live-видео. Потоковое видео позволяет транслировать конференции, интервью, презентации, брифинги и т. п. Snapchat, Kick и Facebook активно продвигают такой способ коммуникации. Другой же способ – публикация видеоконтента на различных каналах.
ТАРГЕТИНГ И СЕТИ
Поиск своей аудитории, платформы, контента – предоставьте это все алгоритмам. Зачастую таргетинг используют для рекламы, но с его помощью можно и улучшить качество сайта: время, просмотры страниц, процент выходов. Далее нас ждет анализ того, что читает аудитория, ее реакция – комментарий, шеринг или закрытие вкладки.
Важно отметить, что соцсети дают разные отклики на публикации, поэтому необходимо правильно распределять роли той или иной платформы. Твиттер подходит для новостей, но не для серьезной аналитики. Фейсбук и Вконтакте годятся для всего, различия состоят в инструментах продвижения и аудитории. В Инстаграме важно использовать уникальные фотографии, не скаченные из фотостоков. Текст должен быть информативным и кратким.
Большинство компаний пытаются публиковать контент на регулярной основе. Что уж говорить о СМИ. Сегодня необязательно сидеть у экрана и постоянно что-то публиковать. Для этого есть инструменты автоматизированной публикации контента. Вам лишь нужно определить, в какое время ваша аудитория наиболее активна.
ПОГОНЯ ЗА ЦИФРАМИ
Многие СМИ, группы, сообщества стараются накрутить побольше подписчиков, просмотров публикации и т. д. Для чего это делается, все прекрасно знают: много подписчиков – это реклама. Но таким образом приходится не получать деньги с трафика, а оплачивать этот самый трафик. Вклад в будущее, подумаете вы, но от этого страдает сам контент. Медиа не были созданы бизнесом, скорее, бизнес приватизировал медиа. Раньше СМИ присоединяли аудиторию, теперь же СМИ присоединяются к аудитории. Ориентация на трафик портит контент, потому что контент начинает «пресмыкаться» перед трафиком. Но как быть? Делать хороший контент – однозначно, использовать новые методы и не перегибать с поиском трафика через рекламные инструменты. Существует и другой путь монетизации – платная подписка. По прогнозу Джона Слейда, директора Financial Times, в этом году ожидается рост качественного контента, который производится именно для премиум-подписок. А почему бы и нет?
Развитие сетевых сервисов, в том числе появление новых фишек в соцсетях, мессенджерах, написание новых алгоритмов открывают для производителей контента огромные возможности. Сегодня медиа – это не просто видео, картинка или текст, это целая стратегическая машина, у которой под рукой различные сетевые инструменты. Важно лишь не хвататься за все и сразу, а определить наиболее подходящий и востребованный канал.