Развитие ИКТ в Узбекистане: куда движемся?

Большинство голосов, которые мы слышим на волне всеобщей информатизации и коммуникацизации», формируется на том, что развитие ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) призвано значительно повлиять на процессы, происходящие в гражданском обществе, в рыночной экономике. В этом есть большая доля истины, но также есть и риск на каком-то этапе неосознанно подменить реальные потребности в ИКТ использованием технологий ради самих технологий. Согласитесь, можно создать многочисленные платформы для коммуникаций, различного рода операций и оптимизации производственных и административных процессов, но если у вас просто нет интернета, тогда все вышеперечисленные измышления ничего не стоят.

Заведомо определившись с тем, что внедрение и развитие ИКТ во многих сферах жизни является тем необходимым элементом, который упрощает и ускоряет многие процессы, связанные с обществом, властью и бизнесом, как между собой, так и внутри, важно выделить основные ориентиры, опираясь на которые, можно отследить направление развития ИКТ. Среди них можно условно выделить:

  • совершенствование законодательной базы;
  • взаимодействие бизнеса и населения с органами власти;
  • образовательный аспект – подготовку специалистов;
  • рынок ИКТ.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ

Следует отметить, что большинство нормативных актов прямо или косвенно связаны между собой, создавая картину взаимной дополняемости и структуризации. При этом важно указать законодательные основы, являющиеся флагманами регулирования отдельных сфер развития ИКТ.

Так, Закон Республики Узбекистан «Об электронном правительстве», принятый 9 декабря 2015 года за номером ЗРУ-395, определяет основные задачи, стоящие перед государством в вопросах взаимодействия с бизнесом и обществом. По сути, закон приводит механизмы внедрения инновационных технологий посредством:

  • создания каналов связи между бизнесом и органами государственной власти – электронный документооборот в процессах предоставления статистической отчетности, таможенного оформления, выдачи лицензий, разрешений, сертификатов, а также получения информации от государственных органов;
  • расширения возможностей бизнеса по использованию систем электронной коммерции, осуществлению закупок через электронные площадки, внедрению автоматизированных систем учета, контроля и оплаты коммунальных услуг, развитию систем безналичных электронных платежей и т. п.;
  • создания каналов общения с населением – внедрение принципа «Одно окно», виртуальных приёмных и иных площадок для социальных коммуникаций;
  • формирования баз данных государственных органов в рамках возложенных на них функций, например, Единого портала интерактивных государственных услуг и Единого реестра электронных государственных услуг.

Другой немаловажной частью данного документа является обеспечение эффективности, оперативности и прозрачности деятельности самих государственных органов, а также усиление их ответственности и исполнительской дисциплины. Помимо этого, в рамках реализации программы развития электронного правительства на сегодняшний день созданы базы данных юридических и физических лиц, автотранспортных средств, регистр справочников и классификаторов и межведомственная интеграционная платформа (75 систем и ресурсов).

В дополнение к указанному закону в постановлении Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы управления проектами в сфере информационно-коммуникационных технологий» № ПП-3245от 29 августа 2017 года предполагается создать Единый интегратор по созданию и поддержке государственных информационных систем, в задачи которого будут входить:

  • обеспечение разработки, внедрения и интеграции информационных систем, ресурсов и программных продуктов в системе «Электронное правительство» и информационных технологий в отраслях экономики;
  • осуществление комплексных мероприятий по совершенствованию качества предоставления электронных государственных услуг населению и субъектам бизнеса;
  • содействие развитию отечественного рынка информационно-коммуникационных технологий и программных продуктов;
  • внедрение информационных систем и сетей межведомственного электронного
    взаимодействия и обмена информацией между государственными органами и
    иными организациями.

На примере вышеуказанных нормативных актов видно, что государство в полной
мере взяло на себя ответственность и инициативу по активному внедрению ИКТ во
все сферы жизнедеятельности общества. Но, с другой стороны, возникает вопрос, а
готов ли сам бизнес перейти «на цифру» в условиях, когда консерватизм постоянно
задаёт вопросы об издержках?

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАСЕЛЕНИЯ И БИЗНЕСА С ОРГАНАМИ ВЛАСТИ

Одним из прорывных шагов в вопросе развития диалога между государством и
населением стал запуск широко известной виртуальной приемной Президента
Республики Узбекистан. Сегодня не имеет смысла описывать эффективность, качество работы и ту пользу, которую привнёс этот проект в дело интеграции высоких технологий в сферу социальных коммуникаций. Здесь важнее другое – функциональность созданной системы – приём, аккумулирование, классификация и
систематизация поступающих обращений, а также мониторинг и контроль за их
полным, своевременным и качественным рассмотрением. При виртуальной приёмной также действует Единый центр обработки звонков, который принимает устные
обращения в круглосуточном режиме.

Таким образом, была создана двухканальная платформа приёма и обработки
запросов, через которую на сегодняшний день прошло свыше 1,2 млн обращений,
из которых 557 тыс. были приняты через Единый центр обработки звонков.

Другим направлением развития подобного рода коммуникаций явилось внедрение так называемых «проактивных» услуг и сервисов, информирующих граждан о возможных необходимых им услугах на основании сведений из баз данных и информационных систем (например, о необходимости замены паспорта по возрасту, об оплате налогов и иных сборов и т. п.).

Продолжая тему развития сервисов, важно отметить запущенную с мая 2017
года новую версию Единого портала интерактивных государственных услуг, который предлагает 20 видов услуг для населения и субъектов бизнеса. В частности, за счёт оптимизации услуг по регистрации бизнеса, а также с учетом запуска системы
Государственной регистрации субъектов предпринимательства (www.birdarcha.uz) достигнуто сокращение процедуры регистрации бизнеса с 8 до 2-х этапов, при этом продолжительность этого процесса достигла 30 минут. В итоге на сегодняшний день в электронном виде зарегистрировано 4297 индивидуальных предпринимателей и 2623 юридических лица.

Отдельной чертой создания подобных коммуникационных сервисов является
минимизация рисков негативного влияния человеческого фактора на скорость
принятия, обработки и анализа запросов и, что немаловажно, адекватность и правильность принимаемого по обращению решения. Наличие элемента контроля
за качественным исполнением решения мотивирует ответственное лицо к самодисциплине и проявлению профессионализма. Другим немаловажным аспектом
является «доступность» представителей органов власти, от распоряжений которых
зависит судьба того или иного вопроса. Таким образом, была реализована не только
техническая сторона вопроса – ускорение и оптимизация процесса коммуникаций,
на новый уровень вышли сами взаимоотношения между гражданином и государством.

ОБРАЗОВАНИЕ

Это очевидно, что вопрос наличия и качества кадров, работающих в сфере ИКТ, является самым важным. Причём речь даже не столько об эксплуатации какого-либо оборудования или использования каких-либо технологий, а о качестве научно-образовательного потенциала страны. Конечно, внедрять и пользоваться информационно-коммуникационными технологиями – это хорошо, но кто будет создавать эти самые технологии?

Так, в целях дальнейшего развития в стране производства отечественных программных продуктов, отвечающих международным стандартам, на основании Указа
Президента Республики Узбекистан «О мерах по коренному улучшению условий
для развития отрасли информационных технологий в Республике Узбекистан» № УП-5099 от 30 июня 2017 года создан Инновационный центр по поддержке
разработки и внедрения информационных технологий имени Мирзо Улугбека. Членами
центра могут стать компании сферы ИКТ, причём вне зависимости от их территориального расположения, что, предполагается, даст дополнительный стимул развитию ИКТ в регионах. Данным предприятиям предоставлен ряд льгот и преференций по освобождению от уплаты всех видов налогов и обязательных отчислений.

В рамках развития деятельности Инновационного центра планируется принятие мер по увеличению объема экспорта программных продуктов в ближайшие 5 лет в 10 раз, а также доведение доли сектора информационных технологий в ВВП страны до 4%.

Помимо этого планируется организация деятельности специализированной школы по углубленному изучению факультатива информационно-коммуникационных технологий имени Мухаммада-аль-Хорезмий. Данная школа будет первой ступенью в процессе получения непрерывного образования – от «школьной скамьи» до обучения в специализированных вузах.

РЫНОК ИКТ

Принимая во внимание глобальные тренды «цифровой экономики», нам ещё предстоит осваивать и развивать целый ряд таких новых наукоемких направлений, как BigData, облачные вычисления, робототехника и искусственный интеллект.

По данным Международной исследовательской и консалтинговой компании International Data Corporation (IDC), при условии полной либерализации внешнеторгового и валютного регулирования в Узбекистане в 2017-2018 годах в 2017
году рынок ИКТ Узбекистана вырастет на 6,9% против роста в 4,8% в 2016 году. При этом наибольший прирост ожидается в сегменте услуг – 17,6%. Сегменты оборудования и программного обеспечения вырастут на 6,1 и 13,6% соответственно.

По оценкам IDC, при условии реализации всех планов правительства по либерализации внешнеторговых операций, валютного режима и условий ведения
бизнеса темпы роста рынка ИКТ будут в среднем на 30 процентов выше по сравнению с предыдущим прогнозом, не учитывавшим данные меры.

IDC прогнозирует, что через пять лет рынок ИКТ Узбекистана вырастет на 83,5%
по отношению к 2016 году, в том числе сегмент оборудования – на 76,9%, программного обеспечения – на 145,2%, услуг – на 171,5%.

Подводя итог вышесказанному, необходимо выделить стремление по большей части государства, а не бизнеса, к участию в мировых трендах развития коммуникаций и информатизации. На подобный вывод наталкивает тот факт, что наибольшее развитие сегодня получает такой сегмент ИКТ, как организация диалоговых платформ по решению насущных вопросов между населением и государством. Однако можно возразить, что подобные платформы были созданы и для контактов с бизнесом – в вопросах упрощения и оптимизации процедур документооборота, получения разрешений и т. п., но инициатива подобных взаимоотношений опять же принадлежит
органам власти.

С одной стороны это говорит о том, что государство, обладая наибольшим административным ресурсом, играет должную роль флагмана развития
ИКТ. Но с другой стороны мировой опыт свидетельствует, что ИКТ – это прежде всего прерогатива бизнеса, и не только в вопросах использования технологий, а именно по
части их производства и продажи. В этой связи закономерной тенденцией в ближайшей перспективе должно стать перенимание у государства вектора инициирования и разработки конкурентоспособных коммуникационных технологий бизнесом с целью их использования, в т. ч. в коммерческих целях.