Инновации и туризм: что общего?

С начала этого года в нашей стране не раз поднимался вопрос о разви­тии туризма – был упрощен визо­вый режим, улучшена инфраструк­тура, проведен ряд встреч. Какие же все-таки изменения появились в технологическом плане? Сможет ли турист спланировать свое путешествие и самостоятельно пере­двигаться по стране? 

Любой путешественник стремится удешевить и персонализировать свой тур. Сервисы для бронирования гостиниц, билетов, заказов трансферов упростили жизнь туриста настолько, что потребность в туроператорах отпадает сама собой. Тем более что турист и так знает о том, куда он хочет ехать. Он сам может забронировать отель, оформить документы онлайн и продумать свой маршрут. В этом ему помогут не только сервисы, но и отзывы других людей. К примеру, компания Viepoint создала онлайн-платформу, позволяющую персонализировать свой отдых. Кроме базовых опций, путешественник может также вносить изменения на каждом этапе своего путешествия. Похожие инструменты есть и у сервиса Wordlia. При этом помимо онлайн-планирования поездки данный сервис на каждом шагу предлагает различные альтернативные варианты маршрутов или мест.

На сегодняшний день туристическая отрасль Узбекистана не так развита, как в других странах, несмотря на большой потенциал. И пока инфраструктура шаг за шагом приобретает современный облик, первое, на что стоит обратить внимание для привлечения туристов, – информационное поле. Как узнать о стране, находясь за тысячи километров от нее? Ответ банален – интернет. Казалось бы, в Сети информации столько, что читай, смотри – не хочу. Но некогда традиционное копирование и тиражирование одной и той же скудной информации привели к тому, что об Узбекистане в Сети уже ничего нового не узнать. У каждой турфирмы есть свой адаптивный или не совсем, но сайт, где «гении» копирайтинга годами заливали однотипные тексты. И все это коммерческие компании, которые хотят зарабатывать на своих турах деньги. Что уже говорить о ресурсе Госкомтуризма, который до недавнего времени был не просто неинформативным, но и абсолютно неудобным в использовании. Но сегодня ситуация меняется – Госкомтуризм активизировался как никогда и помимо сайта у ведомства теперь есть канал в «Телеграм» и страничка в «Фэйсбуке». Больше всего интересен проект по совершенствованию сайтов туркомпаний. Так, помимо того, что все эти ресурсы будут модернизированы, у них также появится возможность интернет-эквайринга для оплаты услуг.

Допустим, что турист сможет с помощью этих сайтов заказать тур и даже оплатить его тут же на сайте. Что дальше? Виза. Этим летом планируется внедрить электронные визы для иностранных туристов. Будет закуплено необходимое оборудование, разработаны соответствующие программы и проведено тестирование оборудования с использованием инфраструктуры действующей биометрической паспортной системы. Это означает, что туристы смогут подать все документы и анкеты в онлайн-режиме и в короткие сроки получить ответ.

В бронировании билета и места проживания проблем также возникнуть не должно. Забронировать билет и место можно с помощью сайтов авиакомпаний. К тому же регистрацию и посадку планируется перевести в электронный формат. Таким образом, пассажир сможет за 24 часа до вылета самолета или отбытия поезда уже иметь на руках необходимую информацию.

Для брони апартаментов можно воспользоваться популярным сервисом Booking и отчасти AirbNb, где пока не так много предложений. При этом сервис AirbNb предназначен для поиска комнат или квартир частников, где можно остановиться только на ночь-другую. Ранее иностранным туристам для получения регистрации было необходимо проживать в гостинице, но в скором времени они смогут регистрироваться и в частных домах (квартирах). При этом сама процедура регистрации перейдет в электронный формат. В Узбекистане также разработали туристические сим-карты, которые можно будет приобрести как в аэропорту и на вокзалах, так и в гостиницах.

Что же от смарт-технологий получат сами достопримечательности? На объектах уже можно заметить QR-коды, которые позволяют узнать всю информацию об историческом объекте, а также о расположенных поблизости других достопримечательностях, отелях и ресторанах. В скором времени технологиями могут обзавестись и музеи. Наконец-то наши кладези истории обзаведутся аудиогидами, электронными каталогами с 3D-моделями, информационными приложениями с возможностью покупки билетов.

Во всех туристических местах уже внедряется система «Безопасный туризм». Помимо оснащения городов видеокамерами, будут также внедрены система «Е-Мехмон», где будут храниться данные прибывших туристов и единая информационная база учреждений, занимающихся туризмом и интеллектуальной информационно-коммуникационной системой контроля и наблюдения за объектами инфраструктуры. При этом сотрудники, обеспечивающие безопасность в сфере туризма, получат планшеты с онлайн-переводчиками.

Действительно интересным нововведением стал недавно презентованный сервис Uzbekistan Pass. Сервис интегрирован с существующими приложениями и имеет достаточно много функций. Например, бесплатный многоязычный путеводитель с информацией о достопримечательностях, кухне, праздниках по областям Узбекистана. Кроме того, через приложение можно приобрести турпакет либо заказать услуги гида. Также в сервис встроена кнопка SOS, нажав на которую можно получить помощь в чрезвычайной ситуации. Очень важная функция приложения – навигатор. На сегодняшний день в стране нет достойного навигатора, даже «Google maps» далеко не всегда находит необходимое место.

Также через приложение можно забронировать номер в отеле, трансфер от аэропорта и обратно, купить авиа- и ж/д билет. Помимо приложения, объединившего кучу сервисов, пользователь получает дисконтную карту. При ее активации владелец
карты автоматически получает медицинскую страховку, скидки в гостиницах, кафе,
ресторанах, культурно-исторических заведениях, при покупке сувениров у ремесленников и на автомобильные услуги.

Если все запланированные решения будут реализованы и работать корректно, то у туристической отрасли может появиться второе дыхание. Ведь недостаточно разово привлечь туриста красивыми картинками – ему необходимо предоставить комфорт.
Мир уже много лет следует таким тенденциям, как Goonline (бронь поездок через интернет) и Gomobile (бронь путешествия через смартфон). Эти тренды не обошли стороной и Узбекистан. Для нас также интересен такой сервис, как Localexperience, или платформа с отзывами и советами от местных жителей. Так туристу будет проще выбирать не только гостиницы и достопримечательности, но и рестораны, кафе, а также находить новые интересные места, которых нет в общем списке.

Во многих музеях мира историю места или жизни рассказывают оживающие на дисплеях персонажи, помимо этого транслируются документальные фильмы или рассказы людей, связанных с той или иной историей или выставкой. При помощи 3D- графики и VR-очков турист может почувствовать себя частью истории и увидеть ее изнутри.

В ближайшие годы туристический рынок продолжит расти, а конкуренция в онлайн-услугах обострится. При этом в онлайн-туризме существует множество крупных сервисов, которые уже используются в Узбекистане. Это необходимо учесть, создавая новые системы и приложения. К примеру, сервис Flatora, аналог Airbnb, получил от частных инвесторов в общей сложности $750 тыс., но в связи с медленным развитием не смог завоевать сердца клиентов и не выдержал конкуренции с американским братом. Поэтому уже сейчас необходимо задуматься над тем, какие проблемы необходимо решить с помощью онлайн-сервисов, обеспечить достойное качество и бесперебойную работу систем, шаг за шагом внедрять инновации в туристическую отрасль и при этом фокусироваться на проблемах локальных потребителей туристических услуг.

Подведя итоги, можно сказать, что тупик в конце туристического туннеля меняется на свет благодаря пониманию необходимости внедрения инновационных проектов. Осталось дело за малым – разработать, протестировать и внедрить. От того, насколько быстро и качественно у нас получится это сделать, зависит будущее туристической индустрии страны.